Ямы улицу не красят
Некоторые улицы ждут как чуда появления на горизонте рабочих с лопатами и грузовика с асфальтом. Так, жители бывшей Парковой (ныне Саябак) этого чуда дожидаются столько лет, что уже не помнят начала «эпохи ожидания».
– Сначала тут велось строительство домов, – вспоминает ветеран АЗФ Виктор КОРЫТИН, поселившийся на Парковой четверть века назад, – а потом на нашей улице ям становилось всё больше и больше. Так что теперь не только ездить, но и ходить невозможно.
Ко всему прочему, на улице изначально не было тротуаров, поэтому особенно сложно передвигаться по ней в распутицу. Глубину луж на глаз не определишь, а промерять ногами совсем не хочется. Равно, как и колёсами автомобиля, по причине, указанной выше.
Впрочем, хочешь – не хочешь, а померить придётся. И не только, если на Парковой живёшь. Эта улица – единственный путь в медицинский центр «Евразия», куда ежедневно должны добраться десятки пациентов и врачей. Медики принимают не только население близлежащего района, но и тех, кто работает на заводе ферросплавов и в компании «Казхром». Рабочие проходят медосмотры, получают лечение, посещают узких специалистов. Некоторым приходится преодолевать дорожный квест ежедневно, и как бы ни старались в клинике держать свой высокий уровень медобслуживания, дорога способна испортить всё впечатление.
Компания ERG, куда входят АЗФ и все подразделения «Казхрома», давно озаботилась судьбой улицы Парковой. По инициативе Группы ремонт улицы включался в Меморандум, который подписывает, с одной стороны, ERG, а с другой – акимат Актюбинской области. Однако 3 года у властей не доходили руки до этого проекта, и 90 млн тенге (стоимость работ) кочевали из одного ежегодного Меморандума в другой. Отметим, что Меморандум, который предполагает совместную деятельность акиматов и бизнеса по реализации социальных проектов и улучшению городской инфраструктуры, разрабатывают на основе данных социсследований и трехлетних программ развития территорий.
Только в 2019 году ERG выделила на социально значимые проекты области 2,2 миллиарда тенге. Компания тратит немалые средства на закупку медицинского оборудования, ремонт систем водоснабжения и канализации, строительство детских и спортивных площадок. В 2017 в Актобе с размахом провели открытие Академии творчества, которая также была построена в рамках двухстороннего Меморандума. Стоимость объекта – 1 млрд 389 млн тенге.
Город же о своих обязательствах, по-видимому, не помнит. Во всяком случае, улицу Парковую в планах регулярно переносят, из года в год обещая, что ремонт её всё-таки состоится.
– Мы ждали решения депутатов городского маслихата, – заверяет нынешний руководитель отдела пассажирского транспорта и автодорог Руслан ТОРЕГАЛИ. – Сейчас маслихат выделил деньги на проектно-сметную документацию, и мы её закажем. Сроки изготовления ПСД – полтора-два месяца, и ещё 45 дней даётся на экспертизу.
Однако сменился третий аким города, а обещания и причины задержки ремонта не меняются. Жители Парковой надеются, что в этом году дело сдвинется с мёртвой точки, и их просьбы будут услышаны.
– Надо сделать ремонт такой, как мы делаем на заводе, когда ремонтируем электропечи. Встала печь – разбираем её до нуля, а потом заново делаем металлоконструкции, футуровку – и пошла работа! – говорит Виктор Корытин. – Вот и дорогу надо делать не на год, два, а раз и навсегда.
Ветеран знает толк в этой работе: он приехал в Актюбинск в 1970 году по направлению «Уралчерметремонта», чтобы создать на заводе ферросплавов участок по ремонту оборудования. За 30 с лишним лет участок превратился в цех, со штатом в 150-200 человек, оборудование стало гораздо сложнее, да и завод вырос в своей значимости.
– Конечно, не сравнить, каким был город 40 лет назад, и сейчас, – замечает ветеран. – Четвёртое место по республике занимает Актобе, современный, растущий город. И завод – громадное предприятие. Мы знаем, что он даёт соответствующую сумму на благоустройство. А результата нет. У нас ощущение, что не доходят руки у акимата. Надо сделать, наконец, эту маленькую улицу, чтобы она соответствовала статусу и города, и завода.
В этом году Меморандум вновь готовят к подписанию. Крупнейшее предприятие региона вновь возьмёт на себя обязанности по социальным объектам. И, судя по прошлым годам, свою часть выполнит. А вот ремонта, глядя на сроки, которые назвали в отделе ЖКХ, в это лето дождаться вряд ли удастся.