Я не я, и реклама - не моя
В первую очередь под раздачу должны попасть казахстанские звёзды и топ-блогеры.
– Размер материального ущерба и количество граждан, вовлечённых в криминальный бизнес, могли бы иметь значительно меньшие масштабы, если бы в его продвижении и рекламе не участвовали знаменитости, которых казахстанцы любят и которым доверяют, – считает мажилисмен Юрий ЛИ. – Если вспомнить последние резонансные случаи, то обращает на себя внимание активное участие в рекламе и привлечении казахстанцев к вложениям в незаконный бизнес со стороны так называемых вайнеров, блогеров и других знаменитостей. Указанные публичные персоны (не будем называть их имена, пока идёт расследование) принимали активное участие в рекламе финансовой пирамиды, которая обещала высокие доходы под «безрисковые инвестиции».
Формально, в действиях блогеров усматривается состав административного правонарушения по статье 150 КоАП "Рекламирование деятельности финансовой (инвестиционной) пирамиды". По этой статье блогерам светит штраф в 600 МРП (чуть более 1,8 млн тенге). Но на практике преступление оказывается недоказуемым. Надо постараться, чтобы убедить суд, будто блогер действовал наживы ради, а не сам стал доверчивой жертвой мошенника.
«Инстаграму» закон не писан
Сейчас блогеры и звёзды, которые ведут свои странички в соцсетях, находятся в очень выгодном положении. Рекламировать они могут что угодно, в том числе и те товары, рекламу которых не увидеть по телевизору. И речь идёт не только о финансовых пирамидах. Блогер может сделать селфи с бутылкой элитного алкоголя, хотя реклама спиртного у нас запрещена, а сотни малолетних подписчиков ринутся покупать такое же бухло, как у кумира. Можно во время очередного ролика с собой любимым как бы невзначай затянуться сигаретой из пачки, которая «случайно» окажется на самом видном месте. И это когда даже в магазине пачки курева под угрозой штрафа прячут за шторкой!
К сожалению, закон против них бессилен, а рекламодатель не пожалеет денег, чтобы таким грязным образом продвигать свой товар.
Более того, важен не сам факт рекламы, а способ её подачи. Если блогер-тысячник просто сфоткается на фоне логотипа «пирамиды», то доверия к такой рекламе у народа не появится. К такому мы уже привыкли на ТВ.
Я сам обманываться рад
Только совсем наивный человек может считать, что Роза РЫМБАЕВА находит время в плотном гастрольном графике, чтобы пожарить баурсаки на масле рекламируемого бренда, или Вера БРЕЖНЕВА моет голову дешёвым шампунем из супермаркета.
Блогеры же будут рекламировать любую сомнительную финансовую организацию в доверительных тонах. Они «по секрету» расскажут многочисленным подписчикам, что новенький «Мерседес» купили только, доверив гонорары своему лучшему другу, который, по «счастливому стечению обстоятельств», оказался организатором пирамиды. К такому рекламному посту можно приложить «доказательства» дружбы. Например, фото из ресторана, где они с мошенником мило беседуют по душам, или селфи с организатором преступной финансовой организации, сделанное в квартире звезды. Это убедит даже закоренелых скептиков. Разве может такой яркий и интересный человек, как топ-блогер, пускать к себе домой проходимцев? Сразу видно, что основатель «пирамиды» – кристальной души человек, раз блогер позволяет ему играть с собственными детьми или тискать любимого чихуа-хуа.
Есть масса примеров, когда обманутые вкладчики до конца не верили, что основатель «пирамиды» – мошенник. А скрытая реклама блогеров только вызовет ещё больше доверия к преступнику.