Я бы в токари пошёл, пусть престиж поднимут!
11 декабря 2013 года. №50 | ||||||
Почему большинство молодых казахстанцев не хочет выбирать рабочие профессии, а предпочитает выучиться исключительно на юристов и экономистов? Затем, получив заветный диплом, страдает от безработицы. Как сделать так, чтобы крупные производства сами были заинтересованы в подготовке «своих кадров», чтобы не искать их на стороне и тратить на их адаптацию приличное время?
Ответы на эти и другие вопросы даёт палата предпринимателей Актюбинской области.
| ||||||
От формирования профессиональной сплоченной и эффективной команды зависит успех любого предприятия. Это аксиома. Однако не секрет, что таким коллективом сегодня может похвастать не каждое предприятие. И причин тому –объективных и субъективных – великое множество.
Неоспоримо одно: практически все руководители, столкнувшиеся с проблемой нехватки профессионально–технических кадров, хотят решить этот наболевший вопрос. Проблема лишь –как? В этой связи палата предпринимателей Актюбинской области предлагает весьма оригинальные идеи. Они хороши тем, что не требуют никаких космических затрат, но, по мнению экспертов, являются действенными.
Первым делом, как говорит заместитель директора палаты предпринимателей Актюбинской области по социальным вопросам Дамиля КУНАНОВА (на фото), чтобы изжить в обозримом будущем практику безработных юристов и экономистов, ещё со школьной скамьи детям должна быть задана профориентация. Плюс – необходимо поднимать престиж рабочей профессии.
– Что плохого в том, если прежде, чем поступить в вуз, молодой человек выучится, к примеру, на токаря? Это ведь намного лучше, чем если бы потом юрист пошёл учиться на одну из рабочих профессий, – говорит Дамиля Кунанова. – Ответ я приблизительно знаю. Потому, что в сознании многих людей токарь ассоциируется с человеком в грязной одежде с замасленными руками и огромным напильником. Тогда как на самом деле это лишь шаблонное мышление. Дело в том, что сегодня рабочие априори не могут быть такими, какими они были ещё каких–то 10 лет назад. Сегодня на предприятиях новейшее оборудование, всё компьютеризировано, технологично, и даже на многих местах от рабочих требуется знание не только казахского и русского языков, но и английского, чтобы знать язык того же оборудования. Поэтому необходимо менять представление людей (в частности, родителей) о рабочих специальностях. Поскольку на сегодня главную роль в вопросе профориентации ребёнка играет именно родитель. И, к сожалению, ребёнок не имеет права выбора – он пойдет поступать в тот вуз, на который укажут мама и папа.
Что касается профес–сионально–технического образования в целом, то в регионе функционирует 41 ссуз, которые готовят специалистов среднего звена, в том числе по рабочим профессиям.
Казалось бы, показатели неплохие, однако, если говорить о материально–технической базе местных колледжей, то со слов специалистов становится ясным, что она давно устарела и не соответствует требованиям подготовки современных кадров.
В этой связи Национальная палата предпринимателей Казахстана ставит вопрос об активном внедрении дуальной системы образования на базе казахстанских ссузов.
– Это предполагает совмещение учёбы и работы, – поясняет Дамиля Кунанова, – при этом от такого подхода выигрывают практически все участники вопроса подготовки профессионально–технических кадров. И ссузы, и сам учащийся, и предприятия, и государство.
Так, в процессе подготовки предприятия принимают активное участие в адаптации будущего выпускника ссуза под специфику своего производства.
– Внедрение дуального обучения – это перспективный проект, в результате реализации которого студент не только учится и работает, но ещё и на стадии обучения имеет возможность получить полное представление о своей будущей профессии, коллегах по цеху, оборудовании, специфике работы и многое другое.
Однако отсюда вытекает другая проблема – отсутствие заинтересованности со стороны предприятий в подготовке кадров.
– Почему так получается? Потому, что у нас рынок труда не сбалансирован. Если открывается вакансия, то на неё претендует сразу 20–50 человек и не обязательно с соответствующим образованием, – говорит Дамиля Кунанова. – Работодатель, в свою очередь, особо не ломает голову над квалификацией кадра и берёт наиболее скромного в запросах. Тогда как стратегия роста предполагает наличие в компании профессионалов, а если их недостаточно, то подготовка их собственными силами. И в этом плане роль дуальной системы образования неоценима.
На практике это могло бы выглядеть так: крупное производство, допустим, флагман неф–тедобычи региона – АО «СНПС–Актобемунайгаз», создаёт на базе определённого среднего специального учебного заведения собственную производственную площадку и работает в рамках государственного частного партнёрства. Помимо этого, предприятие могло бы взять на себя оснащение материально–технической базы ссуза и повышение квалификации педагогических кадров.
– Потому что в этом вопросе очень важно заинтересовать всех участников, особенно предприятия, – говорит Дамиля Кунанова. – Для этого необходимы субсидии со стороны государства, определённые налоговые льготы, поскольку, взваливая на свои плечи такой важный и нелёгкий вопрос подготовки кадров, предприятия создают условия, при которых все остаются в выигрыше. Снимается вопрос безработицы, безделья и поднимается престиж рабочей профессии.
Асия АЗИМКАЛИ,
|