– У нас есть около 289 тысяч инвалидов, которые трудоспособны. На сегодняшний день из них уже около 100 тысяч человек работают. Но это те, которые работали и получили инвалидность, и те, которым мы оказывали помощь, – сказала министр здравоохранения и социального развития РК Тамара ДУЙСЕНОВА на международной конференции «Ратификация конвенции ООН о правах инвалидов Республики Казахстан: навстречу позитивным переменам», прошедшей в середине мая в Астане.
Тамара Касымовна отметила, что более 500 человек с ограниченными возможностями трудоустроены в ЦОНах. Ещё около 1 тысячи – в территориальных центрах соцобслуживания, в других социальных учреждениях, а также преподавателями в школах. В целом в отношении трудоустройства есть прогресс. Однако нужно понимать, что не все лица с ограниченными возможностями имеют тот уровень образования и ту квалификацию, которая необходима работодателям.
БЕЗ ОБРАЗОВАНИЯ НЕПРОСТО
– На сегодняшний день в нашем центре зарегистрированы более 1.200 человек, – говорит исполнительный директор «Центра поддержки парализованных граждан г.Актобе» Гульмирам СРАЖОВА. – Это инвалиды I и II группы с поражением опорно–двигательного аппарата. С 2005 года мы при содействии областного управления внутренней политики вплотную занимаемся проблемой трудоустройства граждан с ограниченными возможностями. У нас есть специальный план, работает общественная приёмная. В прошлом году у нас был государственный социальный заказ по трудоустройству тех инвалидов, кто может работать по состоянию здоровья. В этом году работа по данному направлению продолжается. Многие инвалиды, имеющие желание работать, соответствующее образование и физические возможности, трудоустроены.
Кстати, Гульмирам Сражова сама инвалид I группы. Передвигается на протезах – более 25 лет назад она лишилась ног и левой руки (по локоть) в результате несчастного случая. Однако это не помешало ей получить педагогическое образование и несколько лет проработать учителем начальных классов. Через некоторое время девушка получила ещё одно высшее образование – юридическое.
– Есть в нашей среде и предприниматели, – продолжает Гульмирам. – Но существует и та категория инвалидов, которая, к сожалению, не может быть трудоустроена по состоянию здоровья или по недостаточной компетенции и образованию. Есть такие люди, которые раньше трудились на предприятиях, и их деятельность была связана с огромным физическим трудом: рабочие заводов, слесари, монтажники, сварщики, шахтёры и т.п. Они не могут переквалифицироваться и стать, например, учителями. На тот же завод или в строительную организацию их уже не берут. Также проблемы с трудоустройством есть у инвалидов с умственной отсталостью.
По словам исполнительного директора, для инвалидов надо создавать условия на производстве и в быту. Также необходим некий ресурсный центр по трудоустройству людей с ограниченными возможностями. Если, например, предприятие не может по каким–то причинам создать положенных по закону 3% рабочих мест для инвалидов – пусть хотя бы отчисляет какие–то средства для ресурсного центра. А там бы уже смогли создать рабочие места с минимальной заработной платой.
И НЕВОЗМОЖНОЕ СТАНОВИТСЯ ВОЗМОЖНЫМ
Есть немало примеров, когда люди с ограниченными возможностями доказывали обществу, что их возможности не настолько уж и ограничены.
Актюбинский инженер по злому року восемь лет назад в автомобильной аварии получил травму, вследствие которой у него отказали ноги. Инвалидная коляска – вот его средство передвижения после того злополучного случая в Астане, где была хорошая работа и перспектива карьерного роста.
Наш земляк, инвалид–колясочник, не стал ждать милости от природы, а создал предприятие, которое предполагает решить проблему доступа в частные и государственные учреждения людей с ограниченными возможностями.
– Наша строительная компания занимается организацией правильного доступа в различные учреждения нашего города для маломобильных групп населения (обустройство пандусов. – В.Б.) – говорит директор и учредитель ТОО «Пандус–ОК» Шахан ЖУЛДАСБАЕВ. – В эту категорию входят не только инвалиды–колясочники. Есть инвалиды по зрению и по слуху. А также пожилые люди и мамы с колясками. Им было бы всем гораздо удобнее, если бы были пандусы возле каждого магазина, аптеки и других учреждений. Есть целый ряд документов, который разработан для улучшения социальных условий инвалидов. Предполагается и наложение штрафов за неустановку пандусов или их установку с несоответствием строительным нормам и правилам (СНиП). Но почему–то эти регламентирующие документы у нас не работают.
Как рассказал Шахан, пандусы в нашем городе в своём большинстве строятся просто для отвода глаз, и то – не везде. Угол наклона такой, что даже здоровый человек не сможет забраться по нему. Либо предприниматели просто положат абы как пару рельсов на ступеньки и считают, что это пандус.
– Спасение утопающих – дело рук самих утопающих, – смеётся Жулдасбаев. – Поэтому я взялся за это дело. У меня родился такой слоган: «Не стройте для нас без нас!». Только мы знаем эту проблему изнутри. Строительную лицензию я получил в июне прошлого года.
| | |
| | Пока нет авто, Талгат занимается огородничеством.
|
БЫЛО, БЫЛО, БЫЛО, НО ПРОШЛО
Особо не разделяет позитива по поводу трудоустройства ветеран афганской войны Талгат МУСРЕПОВ. В 1985 году его боевая машина подорвалась на мине. В результате уже тридцать лет Талгат живёт без обеих ног. Но он не проклял жизнь, не спился: женился, воспитал двоих детей, с помощью ветеранов–афганцев достроил дом.
Занимался частным извозом, взяв в кредит авто ещё в 2007 году сроком на 7 лет. Пока выплатил кредит, авто «приказало долго жить».
– Была бы у меня сейчас машина – я бы таксовал, – говорит Талгат. – Был у меня автомобиль, «Опель–Вектра». Брал я его в кредит, занимался частным извозом. А потом он просто развалился. Сдал я его на авторазбор. Чем покупать запчасти, выгоднее другую машину приобрести. А с 1 января афганцам льготы по комуслугам отменили. У меня пенсия – 36.000 тенге плюс надбавки. Итого около 50 тысяч. Остались льготы на земельный и транспортный налог. Чтобы получить инвалидную коляску, надо проходить комиссию. Такое ощущение, что я собираюсь в космос полететь. И при этом ждать несколько лет. Я бы с удовольствием занимался сейчас частным извозом, как несколько лет – я же водитель по призванию и профессии, но нет возможности. Кредит не дают. Да и дети уже выросли, надо на них деньги тратить. Не сегодня–завтра дочка замуж выйдет или сын женится. А государство ни чем не помогает. Хоть бы раз какую–нибудь путёвку в санаторий дали.
В своё время выделили Талгату, как ветерану локальных войн, квартиру в 11–м микрорайоне. Но в наших реалиях лифт не работал. Даже до второго этажа не поднимался. Поэтому переехал Мусрепов на Москву. Сейчас Талгат занимается огородничеством – разводит клубнику и выращивает помидоры.