Вечная битва за интерес
Актюбинцы в 2012 году чаще всего смотрели телеканал РИКА, слушали передачи «Актобе радио» и выбирали газету «Эврика». | |||||||||
Каждый день для своего зрителя, слушателя и читателя работают десятки специалистов медиа-холдинга РИКА.
| |||||||||
|
Проведение опросов и определение предпочтений нигде не вызывает такой яростной полемики, как в медиа-отрасли. При слове «рейтинг» одни готовы радостно аплодировать, другие – бросаться в противников тяжелыми предметами. Нетрудно догадаться, что первые – это те, кто в лидерах, остальные – те, кто в лидеры не попал. Но, как бы то ни было, выяснять предпочтения аудитории надо, и самые применяемые методы здесь – опросы и медиа-измерения.
В 2012 году медиа-холдинг РИКА приложил все усилия к тому, чтобы завоевать интерес и доверие актюбинцев. И старания были вознаграждены. По результатам исследований компании TNS Gallup Media Asia, РИКА-ТВ, «Эврика» и «Актобе радио» оказались на первых позициях.
На радио правит музыка
Радио рулит. За последний год популярность радиостанций в мире выросла, и это стало сюрпризом даже для медиа-менеджеров. Пророчества, что Интернет выбьет почву из-под ног эфирных СМИ, пока не оправдались. Радио слушают: в машинах, стоящих в дорожных пробках, дома и, что стало новой тенденцией – в сотовых телефонах. 26% опрошенных в Актобе сказали, что чаще всего слушают радио в телефоне. Конечно, ходить по улице в наушниках может быть небезопасно, но это уже другая проблема. Радио стало средством очень личного, индивидуального общения: когда музыка, или голос ведущего вливается непосредственно в уши слушателя, работая «один на один», внешний мир отодвигается на задний план. Эту тенденцию уже изучают в мире: в декабре 2012 года на конференции руководителей радио в Москве было представлено несколько интересных докладов. В частности, Рольф Брандруд (один из организаторов кросс-конференции «Radiodays Europe») выявил пять ключевых запросов аудитории:
- Будь со мной,
- Будь моим компаньоном в дороге,
- Улучшай настроение,
- Говори со мной «один на один»,
- Пригласи меня в «радио-сообщество» друзей.
Путь радио – идти навстречу слушателю, и не только развлекать его, но и давать интересную информацию, расширять горизонт знаний, выводить в глобальный мир.
Важно содержание
За 2012 год среди актюбинцев резко выросла популярность Казахского радио. С последних строчек оно переместилось на вторую в общем списке. И не только потому, наверное, что увеличивается доля казахскоязычной аудитории. На этом радио дается немало качественных и содержательных программ.
У нас «Актобе радио» слушает подавляющее большинство населения – более 73%. Предпочтения отдаются музыкальным программам и новостям, причем местным – более, чем мировым. Растет интерес к интервью и познавательным программам. Более взрослой становится аудитория: преобладающий возраст слушателей «Актобе радио» - 20-24 года. Вторая крупная группа – те, кому за 60. Это, в основном, приверженцы «Голоса России» - крупнейшей международной радиостанции и нашего давнего партнера. Что же касается развития нашего актюбинского «радио-сообщества» и персоналий радиоведущих, то перспективы еще очень большие.
Трудные времена для газет
Печатные СМИ переживают сложный период. Не потому, что люди стали меньше читать. Наоборот, изданий все больше. Но они рождаются, растут и умирают в виртуальном мире. Одно за другим уходят «в цифру» западные издания. В США, где планшеты имеют уже 70 млн. человек, перешел на on-line версию даже журнал Newsweek, издаваемый с 1933 года. Те же, кто пока царит в бумажном формате, с тревогой ждут дня, когда последний читатель уйдет в Интернет. Тиражи газет падают. И все-таки не будем воспринимать будущее трагически: пусть меняется способ донесения мысли и слов до читателя, но пока будут существовать буквы, найдутся авторы, которые из них сложат нечто важное и нужное людям.
Актюбинцы – народ читающий. Количество изданий, которые у нас покупаются, намного превышает топ-тридцатку газет и журналов, которые вошли в рейтинг. Особенно нашему читателю интересны газеты. С одной стороны, они не так дороги, как журналы, с другой – оперативны и всеохватны.
Газета «Эврика» уже почти 19 лет остается признанной у местных читателей. В 2012 году по уровню читательского спроса «Эврика» вышла на 1 место. Сегодня доля охватываемого ею рынка составляет 38% по средней аудитории номера. Треть читателей покупает каждый номер, примерно половину – еще 36,6%. Это означает, что газета опирается на постоянный круг читателей, которые доверяют ей и ждут новой информации.
Кто ты, наш читатель?
Структура аудитории, согласно исследованию, показывает, что возраст читателей – молодой, активный, преобладают те, кому до 24-х, и от 35 до 44 лет. По социальному статусу газета отвечает ожиданиям руководителей, служащих и студентов. Есть также молодые мамы и домохозяйки. Интересен «сводный» портрет читателей «Эврики» по стилю жизни. Досуг составляет посещение магазинов и базаров, чтение, слушание музыки, забота о доме и разговоры по телефону. Кафе, бары и Интернет занимают гораздо меньшее место.
Долгое время конкурентным преимуществом считалась телепрограмма. Сегодня ее отмечает в анкетах куда меньше людей, хотя половина все еще интересуется. Но почти столько же указали, что хотят видеть в газете новости политической и экономической жизни, 40 процентов – происшествия и факты, 35 процентов – рекламные объявления.
У телезрителя женское лицо
Медиа-среда меняется, переформируется, стремительно обновляются средства передачи информации. При этом телевидение лидирующих позиций сдавать не собирается.
Практически все, кто принимал участие в опросах «TNS Gallup Media Asia», отметили, что имеют дома телевизор и возможность смотреть эфирные каналы.
49,8 % на вопрос: «Какой телеканал вы вчера смотрели?» ответили: «РИКА-ТВ». Годом ранее этот процент составлял 42,9, сегодня — практически половину.
Первый городской телеканал держится на первой строке рейтинга с 2009 года. Распределение мест в рейтинге остальных каналов изменилось. Если в 2011 году в первую тройку, вслед за РИКА ТВ, входили «Казахстан» и «Ел Арна», то в 2012 их заменили КТК и «Хабар», их доля аудитории выросла на 15 и 10 процентов соответственно. 4 и 5 место по-прежнему держат «Первый канал «Евразия» и «Казахстан-Актобе». Интересно, что резко упала аудитория телеканалов «Ел Арна» (с 23,2% до 7,1%) и НТВ-Мир(15,1%-6,3%). Потеряли часть телезрителей и «7 канал», и «31-й».
Стоит взглянуть на строку предпочтений - и все становится ясно. Новости и фильмы набрали еще по проценту и уверенно движутся к цифре 100. А вот развлекательные программы уже не вызывают такого интереса. В 2011 году их выбирали 79,4%, в прошлом – 64,8%. То ли программы в качестве проиграли, то ли народу было не до смеха.
Согласно итогам исследования, больше половины аудитории телеканала РИКА составляют женщины (56,6%). Возраст зрителей – от 20 до 34 лет, а также 65+, с преобладанием семейных (58,4%). Образование – среднее и среднеспециальное, по статусу – служащие, домохозяйки, пенсионеры. Помимо телевизора, на досуге занимаются дачей, походами по магазинам и прослушиванием музыки.
Отношение к рекламе
Принято считать, что реклама раздражает, отвлекает и мешает. Однако на вопрос: «Нравится ли вам реклама на РИКА ТВ?» - 57,6% людей ответили: «Да».
Именно телевизионная реклама вызывает наибольшее доверие. 70% зрителей обращают на нее внимание, 39,8% - интересуются ею в газете, 28% - на уличных плакатах и щитах. В целом актюбинцы положительно относятся к рекламе, отмечают исследователи.
Как это делается
О том, как проводить медиа-измерения, сегодня много спорят. Основные методики – анкетирование, личное собеседование или информация со специальных датчиков, которые подсчитывают, сколько времени был включен определенный телеканал или радио. Последний способ какое-то время считался идеальным, однако и на него нашлись критики. Включенный телевизор, говорят они, еще не доказывает, что его кто-то смотрит. Зачастую он работает как фон, выполняя скорее шумовую функцию, чем смысловую.
Исследование, которое проводит в Казахстане «TNS Gallup Media Asia», выполняется на основе личных 40-минутных интервью и самостоятельного заполнения анкет. Опрос проводится единовременно во всех городах с населением свыше 100 тысяч (всего таковых 21) и охватывает 3000 человек. Выборка респондентов проводится по трем квотам: пол, возраст, национальность. В семье опрашивается один человек.
Полевой этап данного исследования проходил с 1 сентября по 1 ноября 2012 года.
И напоследок: опросы проводятся вовсе не для того, чтобы «помериться рейтингами». Прежде всего, они нужны бизнесу, чтобы знать, для кого рекламируют свой товар и как его правильно предложить потребителям. А редакциям они нужны для того, чтобы понять, кто их аудитория и что еще сделать, чтобы стать ей интереснее.
| ||||||||