Важнейшее из искусств
После облегчения карантинных мер в Казахстане выросла посещаемость кинотеатров. По данным бюро национальной статистики, только за первое полугодие прокатчики страны заработали 21,2 млрд тенге. Это на 14% больше, чем в 2019-ом, когда, кроме кино, были доступны и другие развлечения. Кроме того, люди стали чаще коротать время в кинозалах. Количество посетителей выросло на 19%, если сравнивать с допандемийной эпохой.
Чтобы хоть как-то поправить финансы и перекрыть убытки из-за локдауна, владельцы кинотеатров подняли цены на билеты. Из провинциальных городов больше всего пострадали актюбинские киноманы. Тут билеты подорожали на треть. А вот в Астане, Алматы, Актау и Туркестане стоимость посещения кинотеатров не изменилась.
Это объясняется совсем не альтруизмом владельцев кинозалов в этих городах. Дело в том, что эти регионы и так богаты развлечениями, и если киношки задерут цены, то своих зрителей фильмы так и не дождутся. В пользу этого аргумента говорит тот факт, что больше всего цены выросли в Семипалатинске и Шымкенте, где визит в кино является едва ли не единственной формой досуга.
Страна Мульти-Пультия
Проводить выходные в кинотеатре у нас предпочитают семьи с детьми. Львиная доля зрителей в казахстанских кинотеатрах – малыши с мамами, пришедшие посмотреть мультики.
По данным портала «Тикетон», лидерами проката у нас являются полнометражные мультфильмы и семейные ленты. Так, за минувшие выходные безусловным лидером стал мультик «Неисправимый Рон». Приключения нелепого бракованного робота Рона и его хозяина, малыша Барни, собрали в прокате 39,6 млн тенге. И это только за три дня. Немного уступает «Рону» мультяшная «Семейка Адамс». Лента об эксцентричном отпуске инфернальной семьи собрала 28,4 млн тенге.
Актюбинка Лариса привела на «Адамсов» дочь и сына.
– Нам просто захотелось куда-то сходить на выходных, – поделилась женщина. – Я сама не очень люблю мультики, но больше пойти некуда. В кафе только, но это сколько денег надо. Сама я давно в кино не хожу. То времени нет, то смотреть нечего. Лучше дома, на компьютере что-нибудь посмотреть. Бесплатно, выбор больше и выходит раньше, чем до нашего города доберётся.
Шпион, который меня прослезил
Из фильмов для взрослой аудитории в лидеры выбралась 25-я лента «бондианы». Боевик «Не время умирать» изначально и снимался так, чтобы привлечь не только фанатов неподражаемого суперагента Джеймса БОНДА и поклонников экранных драк и перестрелок. В сюжет, для большего охвата аудитории, вставлены сентиментальные сцены. Это и сделало последний фильм «бондианы» лидером казахстанского проката. За уик-энд лента заработала 29,4 млн тенге.
Зритель Азамат пришёл на боевик с друзьями за компанию. Это первый из 25 фильмов о супер-агенте, который он собирался посмотреть.
– Я знаю, что есть ещё кино про Джеймса Бонда,– говорит парень. – Но никогда его не смотрел и не очень хочется. Это же старые фильмы. Их сейчас неинтересно смотреть. Меня друзья пригласили, вот я и пошёл. Они тоже про Бонда не смотрели ничего. Просто куда-то надо было пойти в воскресенье. Если этот фильм понравится, то, наверное, дома все серии скачаю.
Будь проще, и люди к тебе потянутся
К счастью отечественных киноделов, в первую пятёрку самых кассовых фильмов попал «Портье. Мальчик на побегушках». Похождения сценариста, который в поиске вдохновения устроился на работу в отель, набрали за выходные 23,3 млн тенге.
Этому поспособствовала и активная реклама по ТВ.
– Рекламу «Портье» я увидела недели две назад по КТК, – вспоминает студентка Дания. – Как только посмотрела трейлер, сразу захотела сходить в кино. Сразу видно, что это лёгкое, смешное кино. Как раз такое, как сейчас нужно. Дома смотреть комедии – это всё равно не то. Лучше всего в кинозале, когда много народа. Если все смеются, то как-то фильм кажется смешнее.
Профессиональные критики легкомысленную ленту не оценили. Создателей обвиняли в подражании альманаху «4 комнаты», в заштампованности сюжета, в непрописанных характерах персонажей, а вот простой публике фильм приглянулся. Не так уж у нас и много поклонников глубины Андрея ТАРКОВСКОГО и Джима ДЖАРАМУША. Кроме того, лента динамична, картинка красочна, шутки понятны всем, что делает «Портье» идеальным фильмом, чтобы расслабиться на выходных.
Круто ты попал на «Нетфликс»
Как показала практика, казахстанским зрителям хочется видеть на экране знакомые проблемы, слышать шутки, понятные своему менталитету, и встречать в кадрах знакомые локации. Неплохо показали себя в этом плане «Красавчики до нашей эры», «Каникулы офлайн» и, конечно же, «Келинка Сабина». По бюджету эти ленты уступают зарубежным блокбастерам. По художественным качествам они тоже проигрывают. Тем не менее, зрителям нравится именно то, что они свои, родные, и не нужно лезть в «Википедию», чтобы понять, о каком городе или медийной личности говорят персонажи.
Выросшая популярность отечественных фильмов привлекает в казахстанскую кинопромышленность больше инвестиций.
В этом году отечественные киностудии получили из разных источников 21 млрд тенге. Это была как спонсорская помощь, так и поддержка государства. Нередко приходилось снимать рекламу и скучные документалки, чтобы заработать средства на полноценный фильм.
Тем не менее, у авторских работ уже появились шансы появиться на «Нетфликс»
У казахстанского режиссёра Екатерины СУВОРОВОЙ стриминговый сервис «Нетфликс» уже купил права на трансляцию ленты «Завтра море» о судьбах жителей высохшего Арала.
Из-за локдауна большинство киностудий остались без работы в прошлом году, поэтому владельцы видеосервисов, чтобы оживлять свои сайты, стали выискивать жемчужины среди неизвестных, но неплохих старых фильмов.
Так, на нескольких зарубежных порталах появился фильм «Фара» 1999-го года, драма «Тюльпан» 2008-го и для поклонников эпичных исторических плотен – «Гибель Отрара» 1991-го. Тогда самый масштабный проект «Казахфильма» остался незамеченным среди потока низкосортных голливудских боевиков, хлынувших на экраны после распада СССР.
Вот уж действительно: не было у казахстанских киношников счастья, да несчастье помогло.