Учительские переменки
Сейчас в стране прорабатывается законопроект «О статусе педагога». Идея давно назревала, но без пинка о нём больше говорили, чем что-то делали. Теперь даже часть проекта можно прочитать на сайте министерства образования, и даже прокомментировать, если есть, что сказать.
Чиновники хотят, чтобы и ученики оставались под защитой, и педагогов все уважали, и качество образования повысилось до небывалых высот. Педагогическая утопия, по их мнению, должна строиться на строгом распорядке и внутреннем графике, а ещё – проверках, только более тщательных и продуманных, чтобы проверить, но при этом не обидеть.
Ещё, несмотря на проверки и тестирования, школы хотят оградить от бесчисленных инспекций со стороны контролирующих органов. Как будут уживаться одновременно две такие взаимоисключающие идеи, пока остаётся загадкой, но специалисты уверены: никаких проблем нет!
Учителя есть, оборудования не хватает
Нет, по их мнению, и глобальной нехватки учителей.
Эта мысль заставит любого практикующего педагога, на котором висит две ставки и ещё какая-нибудь дополнительная нагрузка, с сомнением задуматься. Если нехватки нет, то откуда тогда ежегодные отчёты, что у нас не хватает математиков, языковедов, физиков?..
Однако вице-министр образования и науки РК Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА утверждает, что мы зря паникуем:
– У нас ведётся учёт в разрезе регионов, – сообщила она. – Глобальной нехватки учителей у нас сейчас нет, они проходят переквалификацию, мы их готовим, поэтому по учителям вопросов нет. Основной вопрос – поставка мультимедийного оборудования и обучение наших детей, учителей, директоров обновлению программ.
Сложно и не для всех
Актюбинские педагоги с такими выводами не согласны. Оборудование оборудованием, но всё-таки основная ответственность за работу лежит не на компьютерах, а на людях.
А их и правда маловато. В школу согласны идти работать далеко не все, даже если школа новая и со всеми компьютерами и мультимедийным оборудованием.
– Я у нас в коллективе самый молодой, – смеётся учитель Алибек ЕРТАЙ. – Приходила в прошлом году молодая учительница математики, сразу после университета пришла, но не задержалась. Сложно, зарплата небольшая. Сейчас, насколько я знаю, она работает репетитором.
С небес на землю
Репетитором или в частных образовательных центрах получать молодой педагог может и правда в разы больше. Всё зависит только от выработки и количества учеников. Золотых гор так не наживёшь, но многих индивидуальная работа устраивает гораздо больше, чем общеобразовательные школы. Туда вчерашних выпускников зачастую и не загонишь.
– Когда-то, на втором курсе, нас повели учителя в школу. Мне так понравилось! – вспоминает студентка Алия КАРИПОВА. – Хотелось работать с детьми, учить их, делать яркие уроки. А потом мы пошли на практику, там навалилось столько бумажной работы. Посмотрели школу изнутри. Кто-то из девочек, кажется, и правда сейчас преподаёт, а я спустилась с небес на землю и решила, что всё-таки не смогу. Закончила университет, собрала документы, поступила в России заочно, пробую другие занятия, меняю работы. В школу пока не тянет. Тем же официантам платят куда больше.
Меньше нагрузка – меньше зарплата
Ещё одно изменение, которое затронет всех учителей – это сокращение нагрузки по ставке учителя до 16 часов. О таком новшестве рассказал представитель МОН РК Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. В первую очередь, правда, и тут подумали вовсе не об учителях, которые работают на несколько ставок, а потом ещё и общественной работой себя нагружают.
– Вы знаете, что в странах СНГ мы являемся безусловными чемпионами по нагрузке на детей? Например, в 11 классах нагрузка составляет 39 часов, это очень много. Конечно, можно и 50-60 часов сделать, но вопрос в том, будет ли это эффективным. Эффекта не будет, конечно, – заключил он.
А дальше выстраивается простая логическая цепочка: количество часов у учеников уменьшится – следовательно, уменьшится педагогическая нагрузка. А вместе с педагогической нагрузкой сократится и заработная плата учителей. Вот тут чиновники призадумались, но вместо прямого обещания повысить зарплату прозвучало совсем другое:
– Мы должны снизить нагрузку на детей, это часы учительские, это нагрузка учительская, это зарплата педагогов, поэтому мы собираемся в рамках данного законопроекта снизить также педагогическую нагрузку. Сейчас, вы знаете, одна ставка – 18 часов, мы собираемся снизить до 16 часов, – пообещал Аймагамбетов.
Долгожданное слово «повысить» так и не прозвучало.
Что тебе надо, педагог?
Новый законопроект «О статусе педагога» активно обсуждается в сети. В частности, сайт МОН, где был опубликован текст, уже оброс комментариями от казахстанских учителей. Как оказалось, им тоже есть что попросить и что предложить. Педагоги предлагают (стиль и орфография авторов сохранены):
– «Установить пенсионный возраст для женщин-педагогов – 55 лет, для мужчин – 60 лет»;
– «Нужно на законодательной или УКАЗательной основе может, и не в данном Законе – прописать пятидневку! А то получается, что пятидневка она как бы есть, а на самом деле – НЕТ!..»
– «Вернуть выслугу лет 25-30 лет, при этом дать учителю возможность выбирать остаться работать или уйти на пенсию…»;
– «… защитить нас от давления по денежным сборам на различные фонды и мероприятия, не привлекать к ремонту кабинетов за свой счёт»;
– «Не привязывать категорию учителей к качеству знаний»;
– «Установить чёткие временные границы ответственности педагогов за учеников»;
– «… и дать возможность учителям отдохнуть в праздники»;
– «Ещё одна очень большая проблема – суббота! Директор требует, чтобы мы, учителя, находились в школе с 9.00 до 14.30. Он постоянно проводит в субботу собрания, заседания, иногда они затягиваются до 15.00. А потом мы идём домой и готовимся к урокам следующей недели. Вопрос субботы нужно регламентировать для каждого педагога по отдельности».
– «Не привлекать учителей к охране территории школ и к дежурствам»;
– «Решить вопрос о материально-техническом оснащении классов. На сегодня школа не обеспечивает должным образом учителей даже самыми необходимыми материалами: мелом, тряпкой для доски, нет в классах компьютеров и принтеров с заправкой картриджа, бумаги».
– «Ввести норму, по которой зарплаты учителей должны быть не ниже прошлогоднего уровня с учётом всех доплат».