Учитель, пред именем твоим…
Что из этого вошло в новый закон «О статусе педагога», а что – осталось лишь в мечтах повелителей мела и школьной доски?
Чем они лучше?
Учителя, по большому счёту, остались недовольны законом. Потому что две самые важные, на их взгляд, вещи (выход на пенсию по выслуге лет и льготную ипотеку) – в окончательном варианте законопроекта нельзя увидеть даже под увеличительным стеклом. Их там попросту нет.
Основное предложение учителей касалось раннего выхода на пенсию при педагогическом стаже 25-30 лет. И, разумеется, люди были огорчены, когда это предложение не вошло в окончательный текст документа. Причём, не вошло оно по причине… заботы правительства об учителях. Как в парламенте пояснил заместитель министра труда и социальной защиты Ержан ЖИЛКИБАЕВ, «учителя не успеют собрать в достаточном объёме пенсионные взносы, если им дадут право на ранний выход на пенсию».
Казахстанские коммунисты раскритиковали проект закона.
– Я считаю, что этот закон, который появляется, не решает те проблемы, которые сейчас стоят перед обществом, – сказала в процессе обсуждения законопроекта депутат мажилиса Ирина СМИРНОВА. – Учителями в наших школах должны быть лучшие из нашего общества.
Коммунисты предложили, прежде всего, наладить работу педагогических вузов, повысить зарплату педагогов, как минимум до уровня средней зарплаты по стране, а льготы, в том числе жилищные, социальные гарантии, сделать выше средних. 25 лет педагогического стажа, по мнению коммунистов, уже должно быть достаточно для выхода педагога на пенсию. И не стоит министерству труда переживать, что у педагога денег на пенсию не хватит – в конце концов отчисления в ЕНПФ должно производить само государство.
Как вы понимаете, ни одно из этих предложений в текст закона не вошло.
Министр не успевает заботиться
Первым делом давайте про деньги. Что-то же государство должно было дать учителям – иначе зачем нужно было копья ломать?!
– Уже с января 2020 года зарплата педагогов вырастет на 25%, и в целом (за 4 года) – в 2 раза. Вырастет сам должностной оклад, – сообщил министр образования науки Асхат АЙМАГАМБЕТОВ.
Придётся поверить ему на слово, поскольку в тексте закона нет ни слова о размере зарплаты педагогов. В учительской среде есть такое понятие, как базовый должностной оклад (БДО), который не повышался аж с 2011 года. А от него рассчитываются все надбавки и доплаты учителям.
– Уровень заработных плат педагогов – ниже среднего по стране, – согласился министр Аймагамбетов с общеизвестным фактом. – Министерство не раз предпринимало попытки их повышения, но рост зарплат в других отраслях всегда опережал рост зарплаты учителей.
Возьмите, сколько сможете! Если деньги будут…
Вот мы и подошли к тому, что же получат учителя.
1. Недельная часовая нагрузка уменьшится до 16 часов в неделю. (Только для государственных школ).
2. Оплачиваемый ежегодный отпуск увеличивается с 42 до 56 календарных дней.
3. Гарантированное жильё или общежитие. (Вот тут большой вопрос).
4. Учителя получат раз в год пособие на оздоровление в размере оклада, при предоставлении им очередного трудового отпуска.
5. Если вдруг учительствовать в государственную школу занесёт обладателя степени PhD, то каждый месяц к зарплате он будет получать 17 МРП (45.067 тенге). Ну, а если уж целый доктор наук вдруг явится в школу, то доплачивать ему станут вдвое больше, чем доктору PhD.
6. Педагог, удостоенный звания «Заслуженный учитель Казахстана», получит 1 раз 1.000-кратный размер МРП (2.651.000 тенге). Не уточняется, «чистыми», или нет. Ведь если с этой суммы вычесть подоходный налог и пенсионные отчисления, то только 2 «ляма» и останутся.
Здесь необходимо пояснение. В проекте закона предусматривалось введение званий «Народный учитель» (зарплата на 100% больше) и «Заслуженный учитель» (на 50% больше). А если педагога угораздит получить оба звания, то зарплата станет больше не на 150%, а только на 125%. Видимо, чтобы не злить такой странной арифметикой учителей математики и сберечь бюджет, ежемесячный прикорм заслуженных и народных совсем отменили, ограничившись единовременной выплатой.
7. Педагог, работающий в сельской школе, может получить оклад на 25% больше, чем его городской коллега. Ему могут оплатить коммунальные услуги, приобретение топлива и выдать подъёмное пособие.
Почему «могут»? Потому, что закон относит рассмотрение и финансирование этих вопросов в компетенцию местных маслихатов и акиматов. А те, по привычке, разведут руками: мол, денег нет.
8. Детям педагогов места в детсадах будут предоставляться в первую очередь.
9. Педагогу, подготовившему победителя или призёра международных олимпиад, конкурсов и спортивных соревнований из числа учеников, выплачивается сразу 3 должностных оклада. Происхождение этих денег – головная боль именно школы, поскольку закон предписывает самой школе как-нибудь извернуться и на чём-нибудь сэкономить.
Законом запрещается требовать у педагогов отчётность, не относящуюся к их прямой профессиональной деятельности, а также обязывать их приобретать различные товары и услуги для школы.
На радость педагогам, их запрещается привлекать к видам работ, не связанных с профессиональными обязанностями. Но – дьявол-то кроется в деталях. Пункт 7 статьи 15 обязывает учителя «воспитывать детей в духе уважения к закону… высокой нравственности, патриотизма, бережного отношения к окружающей среде».
Эту статью ничто не мешает воспринимать, как руководство для снятия школьников и учеников с уроков для размахивания флажками по пути следования высокого гостя и многодневных репетиций этого действа.
А 10-й пункт этой же статьи прямо делает из учителя… стукача. Вот он:
«…незамедлительно сообщать правоохранительным органам и руководству организации образования о фактах совершения несовершеннолетними или в отношении них действий (бездействия), содержащих признаки уголовного либо административного правонарушения, в том числе ставших известными ему в связи с профессиональной деятельностью вне организации образования».
Так что, если училка вдруг прознает, что соседский мальчишка не там перешёл улицу или бегает курить за школу, она просто обязана стремглав нестись в полицию и сообщать об этом. И кто её после этого уважать будет?