«Нелегалы» составляют серьёзную конкуренцию таксистам, работающим официально от фирмы. В лучшем случае, они занимаются демпингом.
Наталья ПАНЧЕНКО
Наверняка каждый автолюбитель хоть раз в жизни побывал в роли таксиста, подвозившего к месту назначения случайного пассажира. Но одно дело подобрать человека, который «голосует» на обочине, а другое – поджидать клиента на «рыбном» месте, не имея на то законного права.
СПРОС РОЖДАЕТ ПРЕДЛОЖЕНИЕ.
Сегодня рынок такси условно можно поделить на три части: «белые» (легальные фирмы со своими машинами и водителями), «серые» (те, кто в свое время получил разрешение на работу такси в качестве индивидуальных предпринимателей) и «чёрные» (не имеющие разрешений на работу). Причём, если «белые» перевозчики посчитаны, то «чёрные» не поддаются исчислению.
Как их только не называют, тех, кто нелегально занимается частным извозом – «бордюрщики», «бомбилы», «леваки» и «халтурщики». Спрос на их услуги всегда был и будет, потому что дешевле, чем у официальных служб такси. Почему тарифы у «бомбил» ниже?.. Да потому, что они работают на себя, налоги не платят, медосмотр не проходят, за безопасность пассажиров не отвечают. Машины у «бордюрщиков», как правило, – передвижной автоутиль. Некоторые из них даже «петушок с шашечками» на крышу выставляют, но лишь на стоянке, а как только клиент озвучивает маршрут поездки, его убирают от греха подальше: вдруг остановит транспортная инспекция и потребует предъявить патент индивидуального предпринимателя.
СДАЧИ НЕ НАДО.
На потрёпанной длительной эксплуатацией и неоднократными дорожно–транспортными происшествиями «девятке» отправляемся вечером в самые людные места Актобе. На улице Есет батыра, у одного из кафе, две молоденькие девушки, изрядно выпившие и неуверенно идущие на высоченных каблуках, без лишних расспросов сели в машину. Цена их не интересовала, гораздо важнее для них было узнать время, за которое мы сможем доехать до пункта назначения. Выяснилось, что они «устали» и хотят поскорее лечь спать.
Одна из девушек сразу засопела на заднем сиденье, а вот её подруга, похоже, хотела продолжения банкета. Сначала она начала подпевать звучащей в салоне мелодии, а затем закачалась в такт музыке. К счастью, философские разговоры о смысле жизни разводить она не стала, а выходя из машины, бросила на сиденье две тысячи тенге.
– Сдачи не надо, – сказала она на прощанье, сильно покачнувшись, но успев ухватиться за открытую дверь. – Не от хорошей жизни выехали «калымить». Ведь так?
В ответ мы промолчали и решили продолжить эксперимент на «рыбном» месте.
ВЛИВАЙТЕСЬ, ЧУВАКИ!
Припарковались на проспекте Абилкайыр хана, для пущей важности прикрепили на крышу «петушок» и стали ждать клиентов. Через несколько минут из стоящей впереди «Ауди» вышел водила.
– Чуваки, чё стоим? – спросил разукрашенный татуировками мужик, вертя на пальце брелок с ключами.
– Подзаработать решили. Клиентов поджидаем.
– А кто вам разрешил здесь «бомбить»?
– А что, для этого нужно чьё–то разрешение? Кто его даёт?
– Ну, я даю.
– Так давай, разрешай.
– Пацаны, право «бомбить» так просто не даётся. Вы – «леваки». Я вас не знаю. Нужно поближе познакомиться, так сказать, влиться в нашу группу, которая в этом районе работает. Давай посидим в каком–нибудь кабаке, поговорим о жизни. А потом уже посмотрим, стоит ли вам здесь ловить клиентов. Может, вы нам не понравитесь.
– А без кабака никак нельзя? Мы же ещё ничего не заработали.
– Мужики, я же внятно объяснил что почём. Если не соблюсти правила, можно и машину потерять… Номерок–то ваш я запомнил, город у нас маленький и дороги, надо заметить, узкие. Мало ли что может случиться. А у нас везде всё схвачено. Ещё и должны останетесь. Не нравится – сваливайте отсюда поскорее.
Составить компанию в ресторане разрисованному «бомбиле» совсем не хотелось, поэтому пришлось отъ-ехать, несолоно хлебавши.
Без клиентов мы в тот вечер не остались, голосовавших на обочинах было предостаточно. На пятаках удалось поговорить и с некоторыми «бордюрщиками»:
– Частным извозом я подрабатываю уже давно, – рассказал Серик. – Это занятие всегда выручало меня в периоды безденежья. Одно время решил поработать в фирме. Никогда не видел там ни начальника, ни механика, просто выезжал в рейс и получал заказы от диспетчера по рации, двадцать процентов от выручки отдавал диспетчеру, остальное брал себе. График работы строгий, опоздал утром или с обеда – штрафовали. Ушёл в частники, теперь сам себе хозяин. Таксовать обычно выезжаю поздним вечером – автобусы в это время уже не ходят, а народу домой добираться нужно. Вот и не скупятся при оплате. Конечно, я беру меньше, чем официальные такси. Уже обзавёлся постоянными клиентами, когда им надо, они мне звонят, и я приезжаю. Короче, сам себе диспетчер и водитель.
Виталий тоже нелегально занимается частным извозом.
– «Шашечки» на магните у меня есть, – говорит «бомбила». – Когда транспортная инспекция или налоговики проводят рейды, я просто–напросто снимаю «петушка» и продолжаю работу, подсаживая голосующих на дороге пассажиров. Пока везло – не попадался. Даже если попадусь, то проще заплатить штраф, чем регулярно платить налоги.
– Вкалывать на фирму с утра до вечера за 30–40 тысяч тенге я не буду, – категорично сказал Алибек. – А тут я сам себе хозяин, хочу – работаю, хочу – не работаю. Лишь бы машина не подводила, не ломалась. Клиенты разные попадаются, некоторые сначала соглашаются оплатить назначенный тариф, а когда приедут на место – пятками назад. По ночам я один не работаю, племянника беру в помощники – мало ли что может случиться. Он у меня здоровяк. Так накостыляет, если что!
Как рассказал Алибек, однажды его остановила троица подвыпивших людей лет 25–35. Женщина и мужчина едва стояли на ногах, а второй мужчина пытался договориться. «В посёлок Новый, но у нас только пятьсот тенге», – промямлил он заплетающимся языком. Подумав несколько секунд, Алибек всё же взял клиентов. По пути пассажиры трижды попросили остановиться, чтобы справить малую нужду и покурить, дважды просили поставить диск с любимой музыкой и несколько раз нелицеприятно высказались о стареньком автомобиле.
– Когда мы подъехали к месту назначения, пассажиры просто сказали, что у них нет денег, – продолжает Алибек. – Полчаса были потрачены на выяснение обстоятельств, и только при виде большого гаечного ключа у троицы деньги нашлись: женщина вспомнила, что у неё в сумке всё же лежит кошелёк. А вообще «бомбить» на своей машине можно до поры до времени. Пока в автомобиль не сядет человек и не спросит лицензию. А дальше – административное или уголовное дело о незаконной предпринимательской деятельности. Не хотелось бы вляпаться в такую историю.