Трагедия не на экране
Родных у меня в Оренбурге не было, поэтому я с приятелями просидел в кафе у вокзала. Нас и правда привезли в Челябинск, вернее, в закрытый город под Челябинском. Отношение к нам было каким–то особенным, не как к простым солдатам или рабочим. Например, нам разрешили смотреть телевизор, там как раз шёл чемпионат по футболу. Потом нас отправили на аэродром в Свердловск. Только в самолёте мы узнали, что летим ликвидировать аварию в Чернобыле. Про аварию мы совсем мало знали, по телевизору только сказали, что она была, а о вреде радиации вообще не думали. Прилетели в Киев, а оттуда на электричке добирались в деревню Иванково. Она совсем рядом с Припятью, но там люди ещё жили. Так 3–го июня я оказался в Чернобыле.
Пожар на энергоблоке уже потушили, там сыпали в реактор специальную смесь. Нужны были рабочие, которые скидывали в реактор с крыши «карандаши» (так мы называли графитовые стержни). Нас предупредили, что с «карандашом» надо быть очень осторожным, и рассказали о пожарных, которые пострадали от радиации. Нам выдавали маленькие дозиметры, и показания с них постоянно записывали. В особо опасных местах не разрешали находиться больше двух минут, а про то, чтобы по станции побродить, и речи не было. Да мы и сами не стремились. Проблемы со здоровьем у многих уже там начались. У меня сильно болела голова.
Я участвовал в строительстве саркофага. Мы с ребятами заливали бетоном сначала комнаты на станции, потом лили его в опалубку. Работа для меня привычная, но давалась тяжело. Многие ребята заболевали уже с первого дня и уезжали, а я два месяца продержался…
Проблемы со здоровьем почувствовал только дома. Зубы стали выпадать. За 36 лет никаких проблем с ними не было, даже не знал, что такое кариес, а тут почти все стали шататься. Таких много среди нас было, которые только потом почувствовали, что такое радиация. Из Актюбинской области около 3.000 человек в Чернобыль приехало, и почти все стали инвалидами. Сейчас из 3.000 человек 250 осталось в живых. Вот только недавно мой приятель умер…
Я слышал, что сейчас в Чернобыль проводят экскурсии. Не могу понять тех, кто туда едет. Что там такого интересного, чтобы так здоровьем рисковать? Прокатиться к атомной станции – только сумасшедшему такая идея в голову придёт! Там же кругом опасность, и любопытство потом дорого обойдётся. Если так интересно, что там было, смотрите документальные фильмы. Их сейчас много снимают.
Как в любой исторической драме, в сериале «Чернобыль» встречаются ляпы и анахронизмы. Что творилось на секретных заседаниях в Кремле и горкоме Припяти – знают единицы, а вот свидетелей ликвидации сейчас тысячи. Мы посмотрели сериал вместе с актюбинским ликвидатором аварии Ербулатом АЙТАЛИЕВЫМ, и он поделился своим мнением о достоверности съёмок.
О пейзажах
Сериал снимался преимущественно в Литве. Там создатели нашли законсервированную атомную электростанцию, выстроенную по тому же проекту, что и чернобыльская. Рядом со станцией находился городок с такой же планировкой, как и Припять, а палаточные городки ликвидаторов восстанавливали по документальным фотографиям.
– Палатки точь–в–точь, как были у нас. Даже умывальники правильно стоят. И пост на входе такой же. Вот только у нас не висели флаги союзных республик. В Припяти я не был, а деревенька очень похожа на ту, что стояла рядом с нами, но это точно не она. И станция – один в один.
О смертельной опасности
В сериале вертолёт, рассыпающий смесь химикатов для тушения пожара на реакторе, падает, потому что лётчику стало плохо от радиации. Практически все ликвидаторы жалуются на проблемы со здоровьем и радиационные ожоги на коже. Ещё солдаты и пожарные замечают странный металлический привкус во рту.
– Тот вертолёт на самом–то деле упал, зацепившись то ли за трос, то ли за мачту. Радиацию каждый переносил по–разному. Никакого привкуса во рту от радиации нет. Если бы мы его чувствовали, то не нужны были бы никакие дозиметры. На то это и невидимый враг. Всё зависело от здоровья и иммунитета. Кому–то в первый же час у реактора становилось плохо, а кто–то и домой уезжал, ничего особенного не почувствовав. Но в целом радиация не пощадила никого
Об алкоголе
В фильме все много пьют. Даже Валерий Легасов и Борис Щербина обсуждают план ликвидации аварии со стаканом в руках. Солдатам же водку ящиками привозят прямо в лагерь, и каждый берёт столько, сколько захочет. В армейских флягах тоже водка вместо воды.
– Ну, это точно вымысел. Ребятам не только не давали водку, но и вообще запрещали пить! На работах с реактором нужна хорошая реакция и выносливость, а много ли пьяный наработает? Правда, я слышал, что шахтёрам давали немного водки, после смены. Не спорю, ребята выпивали, и пили крепко, но делали они это тайком и пили в основном самогон, который покупали в ближайшей деревне. И этикетка на бутылке водки какая–то неправильная, зелёная. Может быть, в Украине такая и была, но тут я зелёной не видел.
Об отстреле животных
В сериале солдаты отстреливают собак и кошек, а в одной из сцен убивают корову на глазах хозяйки.
– Крупной живности рядом с электростанцией уже не было. Вот куры часто встречались, а кошка даже жила у нас в лагере.
О снабжении
Остановившись перекусить после отстрела собак, солдаты достают колбасу и прочие деликатесы. Такие лакомства и на гражданке многим были недоступны.
– Колбасу нам не выдавали, но в целом кормили очень хорошо. В полевых кухнях готовили вкусно, с мясом. И пайки выдавали большие. Многие даже их отправляли домой, потому что такие консервы в родном городе были дефицитом.
О форме
Военная форма у многих солдат в сериале совсем не та, которая была принята в Советской Армии в 1986–м году. На некоторых военных гимнастёрки армий других стран.
– Форму нам каждый день выдавали новую. Старую куда–то увозили (наверное, уничтожали). Поэтому единого образца одежды не было. Привозили и совсем старые запасы со склада, и абсолютно новые. Как–то выдали форму танкистов. А вот респираторы были единого образца. Тут у некоторых какие–то белые. Я же видел у всех только тёмно–зелёные «лепестки».
О свинцовой защите
Ликвидаторы аварии облачены в свинцовые защитные костюмы от радиации. Кожаная жилетка со свинцовыми вкладками больше напоминала латы средневекового воина. Создатели сериала признались, что не знали, как выглядит настоящий костюм, поэтому дали волю фантазии. Ребята делают себе дополнительную защиту для паха, вырезая своеобразные трусы из свинца.
– Защитные костюмы были, но не такие. Эти закрывают всё тело, а нам выдавали только фартук. Примерно такой, как в рентгенкабинете. Про свинцовые трусы я что–то слышал, но у нас их никто не носил.
О роботе
В фильме полицейский робот не продержался на крыше реактора и пары секунд. Радиация моментально сожгла все микросхемы. Завалы пришлось разгребать вручную.
– Японский робот был для нас чудом техники. Он долго работал, но мог сдвигать только маленькие куски, а крыша была завалена большими. С этим могли справиться только люди. Всё точно, как в фильме: рабочие в защите выбегают на крышу, а потом им подаётся сигнал идти обратно.
О чернокожих ликвидаторах
В сериале первыми ликвидаторами были ребята, отслужившие в Афганистане. Срочников призвали, только когда не стало опытных солдат. Кроме того, в фильме есть намёки на армяно–азербайджанский конфликт, который состоится лишь 4 года спустя. А критики были возмущены, что в кино нет ни одного чернокожего ликвидатора.
– Я там ни разу не встретил ни одного солдата из Афгана. Национализма в лагере не было вообще, беда объединила все народы. Землячество было. Как везде. Например, повара из Казахстана лучшие кусочки давали землякам. А вот азиатов было гораздо больше, чем показано в кино. Казахи, узбеки, таджики, киргизы. Редко встречались кавказцы. Мы даже шутили: «Чего, денег не хватило откупиться?».
Всего за неделю «Чернобыль» побил все рекорды популярности, обогнав по рейтингам даже культовую «Игру престолов». В чём же успех документального сериала?
Снова в СССР
Создатели сериала придавали большое значение мелким деталям. Например, задолго до съёмок они стали скупать у жителей Литвы предметы советского быта: мебель, наручные часы, будильники, ковры, авторучки, магнитофоны, репродукции картин и чеканку. Главное, чтобы вещь была сделана не позже весны 1986–го. Своей гордостью режиссёр считает плюшевый коврик с оленями, о котором он так много слышал от российских друзей.
Правда из архивов
Все герои фильма говорят по–английски, но сводки новостей, телевизионные программы и трансляции по радио передаются на русском. Кроме того, для большей достоверности герои смотрят реальный выпуск программы «Время» за апрель–май 1986–го.
Подробности аварии и ликвидации создатели взяли из документальных фильмов «Чернобыль: 30 лет спустя» (2015), «Битва за Чернобыль» (2005) и «Пережить катастрофу» (2006), также – из уцелевших диктофонных записей Валерия ЛЕГАСОВА. Бытовые эпизоды списаны из книги Светланы АЛЕКСИЕВИЧ «Чернобыльская молитва».
Ошибочка вышла
Несмотря на все старания, в сериал вкрались два анахронизма. Первый ляп заметил режиссёр при монтаже. В кадр попали окна многоэтажек с пластиковыми рамами. А на вторую ошибку указали уже зрители. В Припяти 1986–го обнаружили памятник ликвидаторам Чернобыльской аварии. А вот фигурка Микки–Мауса у кафе в Припяти, которая возмутила зрителей постарше, оказалась совсем не ляпом. Такую сделал из папье–маше фотограф. Чтобы дети могли сфотографироваться с мультяшным персонажем. Подобные декорации были во многих городах СССР, включая посёлки городского типа. В фотоальбомах жителей Припяти этот Микки–Маус очень часто встречается.
У нас такие костюмы тоже выбрасывают
Консультантом по костюмам героев наняли пожилую женщину, около 30–и лет проработавшую на швейной фабрике. Костюмами режиссёр остался сначала очень недоволен. Он не мог понять, зачем наряжать всех в некрасивые костюмы из синтетики, а симпатичных девушек уродовать мешковатыми кофтами. Много претензий вызвали и уродливые очки в дешёвой пластмассовой оправе. Европеец никак не мог понять, почему даже сотрудники крупнейших институтов СССР были одеты в синтетику из магазина готовой одежды. Несчастному консультанту по костюмам пришлось объяснять создателям сериала и проблемы плановой экономики СССР, и что такое дефицит, и почему в советских оптиках выдавали оправы для очков, какие были на складе, а не какие хотелось клиенту.
Грим боли
Грим жертв радиации разрабатывался специально для сериала. Обычно ожоги изображают одним слоем силиконового геля с капелькой пигмента, но раны от радиации совсем другие. При облучении поражаются и внутренние ткани. Поэтому в сериале фильм делался из нескольких слоёв геля, причём для каждого слоя пигмент подбирался отдельно. Верхний слой был вообще без пигмента, отчего кожа казалась прозрачной, а раны сочащимися. Это и дало эффект страшных язв.
Hello, товарищи!
Герои фильма называют друг друга по фамилии, прибавляя слово «товарищ». Даже в семье муж зовёт жену полным именем. Ни отчеств, ни уменьшительно–ласкательных прозвищ персонажи не используют. Хотя это скорее недоработка русскоязычных переводчиков. Многие фразы бытовой речи переведены слишком громоздко.
Это не наши КГБшники. Они уволились месяц назад
В России члены компартии требовали запрета сериала, потому что, по их мнению, он порочит СССР и является антироссийской пропагандой. Экс–президент СССР Михаил ГОРБАЧЁВ, заявил, что никакой травли и никаких препятствий Валерию Легасову не создавали, и КГБ за ним не следил.
Если нет разницы, зачем платить больше
Поток туристов в «Зону отчуждения» после премьеры сериала вырос на 40%. Последний раз такое наблюдалось в 2002–м, после выхода игры «S.T.A.L.K.E.R». Также выросло число желающих нелегально проникнуть в Зону. Ажиотажем вокруг сериала хитро воспользовался китайский бизнесмен. Мошенник, чтобы не заморачиваться с разрешениями, отвозил европейских и американских туристов в… Челябинск. Любопытно, что никто из туристов не заметил разницы между Припятью и окраинами промышленного города, а заброшенные заводы и грязный воздух продолжали шокировать иностранцев, даже когда обман раскрылся.