«Существо беззащитное и безденежное»
«Эврика» публикует выдержки из этого письма.
Человеком назвать его нельзя
«Современный педагог систематически, ежедневно подвергается стрессам, нападкам, агрессии, оскорблениям со стороны неадекватных родителей, детей, администрации школы, горОО и других контролирующих органов… Учитель не чувствует себя защищённым человеком со своим мнением, внутренним миром, хобби, интересами. Его некому защищать. Все только контролируют и ругают… Нет ни одного органа по защите педагога от агрессии и негатива. Это – самое незащищённое существо в сфере образования. Именно существо, т.к. человеком назвать его в такие моменты нельзя…
В каждой школе есть два психолога, которые работают с детьми в любой ситуации. А кто будет работать с нами? У учителей бывают суицидальные мысли, чтобы хоть как–то привлечь внимание к учителям – их забитости, их загнанности, безысходности… Очень много педагогов уходит из сферы образования из–за нападок родителей, которые считают себя умнее, грамотнее и воспитаннее педагогов.
Предлагаю:
– ввести единицу психолога для учителей в каждую школу… Должны быть созданы комитеты по защите педагогов;
– категорически запретить родителям вмешиваться в учебный процесс;
– ввести контроль за выполнением родителями их обязанностей по отношению к их детям».
Учат чужих детей, а своих не видят
«Свободного времени у педагогов нет, так как мы тратим его на проверку тетрадей, разработку и проверку формативных и суммативных работ, экскурсии с детьми в музеи, театры и т.п., субботники, организацию и проведение выборов, подготовку конспектов и презентации к урокам. Очень много времени мы проводим за никому не нужными отчётами, сбором сведений для вышестоящих органов и т.д…
Каждый завуч требует себе отчёт. Те же цифры и анализ в другой таблице! Бред!..
Почему учителю не оплачивается время подготовки к урокам, внеклассная работа с коллективом учеников и т.д.? Для учителя это по–прежнему рабочее время, только за пределами школы.
Я не могу, выходя из школы, забыть про неё, как это делает всё работающее население. Потому что мне нужно подготовиться к завтрашним урокам, позвонить родителям некоторых учеников, ответить на звонки родителей, написать объявления родителям и т.д. Таким образом, приходя домой в 19.30, я сажусь за уроки и работаю до 23–24 ч. При этом мне надо приготовить ужин, побыть с семьёй, побыть с собой. О последнем и речи не может быть! Утром в 5.40 подъём и в 6.50 еду в школу. Семья меня не видит, новости я не смотрю, ужин не готовлю…
А вы знаете, что учителя на каникулах устают ещё больше, чем в урочное время? Опять бесконечные заседания, совещания…
Предлагаю:
– пятидневную рабочую неделю относить и к деятельности педагогов;
– в каникулярное время ограничить деятельность педагогов. Дайте им выспаться и набраться сил перед новой четвертью!
– оплачивать учителю подготовку к урокам во внеурочное время».
Чиновников нужно разогнать
«Вы не задумывались над тем, сколько начальников над головой простого учителя? Давайте посчитаем: завуч начальной школы, завуч по УВР, завуч по ВР, завуч по ОЭР, завуч по социальной работе, директор школы, методисты горОО, департамент образования. А вам не кажется, что слишком много контролирующих органов? Такое впечатление, что учитель работает для них, а не для детей. Дети мешают нам писать и сдавать отчёты, разные бумажки в горОО, завучам типа «Список детей, умеющих и не умеющих плавать» и т.п. Создаётся мнение, что эти органы изжили себя с введением обновлённого образования. Они не нужны и тянут назад образование…
Предлагаю:
– оптимизировать, максимально сократить количество контролирующих единиц и органов».
Сколько–сколько?!
«Обратите внимание, как вознаграждается труд учителя: проверка 50 тетрадей в день, столько же формативных работ, карточек, суммативные работы учеников. Всё это оценивается государством в 3.500 тенге в месяц. Вы считаете, это нормально?.. Мы утрачиваем зрение при этом виде деятельности…
Руководство классом – 4.000 тенге в месяц. В этот вид деятельности входит проверка дневников, проведение мероприятий, классных часов, походы в музеи, театры и т.п., подготовка и проведение родительских собраний, индивидуальные беседы с родителями и учениками, посещение квартир учеников, субботники и многое другое, что не поддаётся перечислению. Теперь вы понимаете, почему учителя не хотят брать классное руководство?..
Сколько получает молодой специалист нашей школы? 54.000 тенге. Вопрос – будет ли она работать в школе с такими требованиями и при такой зарплате? Конечно, нет!..
Предлагаю:
– зарплата педагога должна быть высокой;
– почему бы не ввести помощника учителя, который есть в других странах, на которые ориентируется наше обновлённое образование».
Доказывать, что не верблюд
«Систематически на электронный адрес школы приходят письма из различных организаций о проведении профессиональных конкурсов. Все эти конкурсы платные: от 3.000 тенге и выше. Администрация школ оказывает давление на учителей и заставляет участвовать педагогов в данных мероприятиях, т.к. это, по их словам, повышает рейтинг школы и оказывает положительное действие при нашей очередной аттестации. На каком основании педагог должен тратить свою зарплату на ненужные ему конкурсы?.. Все призовые места куплены заранее.
Почему я должна доказывать контролирующим органам, что заработанная мною кровью, потом и язвой желудка высшая категория – через 5 лет оспаривается? Почему я должна отстаивать то, что мной заработано?..
Предлагаю:
– ограничить участие педагогов после 25 лет работы в школе, в аттестации, конкурсах;
– запретить платные профессиональные конкурсы для педагогов».
Абы кого не берут в замминистра
Учительница из Усть–Каменогорска Оксана Александрова писала письмо в надежде, что его прочтут чиновники из министерства, и в системе образования хоть что–нибудь изменится.
Прочли. Вскоре из параллельного мира Александровой ответила вице–министр образования и науки Эльмира СУХАНБЕРДИЕВА.
Посокрушавшись, что Оксана не указала в письме своего отчества (можно подумать: если бы указала, то ответ мог быть другим?), замминистра заключает: «Ситуацию в образовании нельзя рассматривать в отрыве от общей ситуации в стране и в мире». (Выходит, в том, что учителям платят копейки, заставляют неделями с детьми репетировать на морозе всяческие пляски в честь приезда высокого гостя из Астаны, писать никчёмные отчёты бастыкам разного калибра, а по ночам корпеть над тетрадками и засветло сломя голову мчаться на уроки, виновато международное положение?).
Далее в письме содержится чистой воды демагогия, посвящённая глубоким убеждениям замминистра, как развалившийся Советский Союз (да–да, опять коммунисты виноваты!) нанёс удар, в первую очередь, по образованию. Но министерство денно и нощно работало (одних только министров просвещения и образования за годы независимости в Казахстане сменилось около 15!) и доработалось, товарищи!
«В уходящем году Казахстан улучшил свою позицию по образованию в международных рейтингах», – торжествует вице–министр и нудно перечисляет, в каких именно. Вероятно, эта информация просто обречена быть дико интересной для любителей и ценителей эпистолярных успехов Суханбердиевой (для усть–каменогорской учительницы Александровой без отчества – особенно).
Проведя своеобразную артподготовку и вылив на учительницу ушат абсолютно ненужной ей информации, г–жа Суханбердиева переходит, наконец–то, к проблемам, затронутым в письме.
И тут выясняется, что сказать–то как раз и нечего!
«Наше ведомство постоянно бьёт тревогу и обращает внимание руководителей и организаций образования», «Никто не вправе заставлять учителя участвовать в различных профессиональных конкурсах», «К сожалению, учителя и руководство отдельных школ до сих пор не могут пока расстаться с психологией дублирования ведения классных журналов в рамках онлайн и офлайн», – пишет замминистра. И далее – в том же духе.
В завершение спича замминистра возлагает немалые надежды на законопроект «О статусе педагога», который, видимо, враз и навсегда решит все проблемы учителей.
* * *
А пока, как сообщает сайт sputniknews.kz, аким Усть–Каменогорска Жаксылык ОМАР предложил Оксане Александровой работу в городском отделе образования, чтобы женщина имела возможность изменить ситуацию в лучшую сторону. «Несмотря на высказанную жёсткую критику», – отдельно акцентирует сайт.
Чтобы училка заткнулась?