Сумел родить, сумей и воспитать
Ответственность за отрицательные поступки своих детей родители часто возлагают на школу. На самом же деле успех воспитания подрастающего поколения зависит от тесного взаимодействия семьи, педагогов и общества. | ||||||
Многие родители заблуждаются, считая, что центром воспитания является школа. На самом деле это не так. Социологические исследования показывают, что на поведение детей в следующей пропорции влияют: семья – 50%, средства массовой информации – 30%, школа – 10%, улица –10%. Ещё древние мудрецы сравнивали воспитание ребёнка с игрой в шахматы. Играя в шахматы, мы можем часами думать над одним ходом, рассчитывая результаты, которые последуют за ним. Если бы с такой же дотошностью и дальновидностью мы обдумывали свои слова и действия в отношениях с детьми, насколько бы меньше было неверных поступков, конфликтов, впустую произнесённых слов, потраченных нервов и искалеченных судеб.
ДЕФИЦИТ ОБЩЕНИЯ.
– К сожалению, у нас немало родителей, которые уклоняются от своих прямых обязанностей, – говорит социальный педагог средней специализированной школы №11 Оксана РАКЗИНА. – Почему–то они считают, что за воспитание детей ответственность несут школы и внешкольные организации. Ученики нам часто рассказывают, что родители с ними почти не общаются. Их после работы больше интересуют домашние дела, покупки в магазинах, визиты по гостям и телесериалы. Почему бы взрослым первым делом не поинтересоваться, как у ребёнка дела в школе, по какому предмету он получил хорошую оценку, на каком уроке у него возникли затруднения? Пока родители решают свои проблемы и занимаются тем, что их интересует, дети остаются предоставленными сами себе.
Педагог считает, что проблемы в поведении ребёнка возникают от дефицита общения в семье. Вместе с детьми нужно ходить на спортивные площадки, в парки, кино и кафе.
– Некоторые родители возмущаются тем, что мы привлекаем учащихся на субботники по уборке территории и классов, – говорит Оксана Ракзина. – А что плохого в том, что школьники совместно трудятся, учатся у педагогов и друг у друга что–то делать?
НЕ УПУСТИТЕ ВРЕМЯ.
По информации инспектора по делам несовершеннолетних Заводского отдела полиции Ирины ГЕРИНГ, в последнее время всё больше правонарушений стали совершать дети из материально обеспеченных семей.
– Есть и такие семьи, где мать одна воспитывает ребёнка и окружает его гиперопекой, – говорит инспектор. – Обычно такие мамы все наши замечания и рекомендации воспринимают в штыки. Они обвиняют нас в предвзятости и считают, что мы хотим из их чад сделать преступников. А вот когда подросшие дети начинают совершать совсем недетские шалости, родители бьют во все колокола, но время уже упущено. Изменить что–то в их поведении бывает почти невозможно.
По мнению Ирины Геринг, причина правонарушений среди несовершеннолетних кроется не только в гиперопеке, но и в бесконтрольности. Родители сейчас больше озабочены зарабатыванием денег, а не воспитанием детей. Для них главное, чтобы они были одеты, обуты, сыты, а внутренний мир ребёнка, что у него творится в душе, какие проблемы взрослых, за редким исключением, мало интересуют.
ОТЦЫ, ГДЕ ВЫ?
Как считает руководитель отдела Актюбинского областного учебно–методического центра Айман НАРЕНОВА, проблема современного общества состоит в том, что многие отцы самоустранились от воспитания детей. – На родительские собрания ходят в основном женщины, – говорит Айман Аренова. –Мужского влияния на сыновей и дочерей не хватает ни в школе, ни в семье. Большая часть воспитательной работы ложится на плечи матери. Если раньше мы говорили ученикам: «Скажу отцу!», и это было очень действенной мерой, то теперь этой фразой нарушающего дисциплину или неуспевающего по предметам школьника вряд ли напугаешь.
Айман Наренова сообщила, что в прошлом году проводилось тестирование среди учеников разного возраста. Ребятам задали два вопроса: «Какой твой папа? Каким ты будешь отцом?» – и попросили написать пожелания папе. Что удивительно, 99 процентов опрошенных пожелали, чтобы отцы больше уделяли внимания семье. А один мальчик написал, что хотел бы вместе с папой починить будку для собаки, которая пришла в негодность.
НА СОБСТВЕННОМ ПРИМЕРЕ.
– Зачастую родители знают своего ребёнка только с одной стороны: таким, каким он бывает дома, – говорит заместитель директора по воспитательной работе средней школы №3 Мария АЛМАГАМБЕТОВА. – Дети очень хорошо это понимают и ведут себя так, как им выгодно. Фактически ребёнок дома один, в школе другой, а среди сверстников – третий. Родители просто обязаны знать круг его друзей. Народная мудрость гласит: «Доверяй, но проверяй». Конечно, делать это нужно тактично и деликатно, не оскорбляя достоинства ребенка, не высказывая подозрений, а наоборот, всячески подчеркивая, что ему верят. Например: беря сдачу, принесённую сыном из магазина, можно сказать: «Давай посмотрим, как ты считаешь, не ошибся ли? Должно получиться столько–то».
Мария Алмагамбетова считает, что подрывать авторитет ребёнка среди друзей ни в коем случае нельзя. В присутствии сверстников не нужно его в чём–то обличать, читать мораль. О проступке лучше поговорить дома, с глазу на глаз. Всем взрослым, а родителям особенно, важно подавать ребёнку только положительные примеры, требуя от себя того же, что требуют от него. Если дети постоянно видят честность и принципиальность, родителей, они будут поступать так же.
– Родителям нужно чаще контактировать с классными руководителями и педагогами, – говорит Мария Алмагамбетова. – Правильно воспитать детей можно только в тесном взаимодействии со школой и общественностью.
Сергей ЖЕЛЕЗНЯК,
|