Стыдно, когда не видно
С декабря прошлого года в соцсетях не утихает скандал, связанный с фотографиями блогера из Тараза Ширин НАРЧАЕВОЙ. Девушка выложила в «Инстаграм» свои фотографии, где она стыдливо прикрывает обнажённую грудь. Скорее всего, фотка затерялась бы среди тысяч других селфи топлес, но на Ширин были национальные украшения и саукеле.
Пост моментально набрал 3.000 комментариев, в большинстве своём – негативных. Девушку обвиняли в глумлении над национальной культурой. Находились и те, кто утверждал, что девушка… не казашка. Дескать, настоящая дочь нации так вести себя не будет.
Если первую выходку ещё можно было списать на девичью дурь, то дальше Ширин попросту провоцировала публику. Вместо извинений она сняла видео, где в том же головном уборе и национальных украшениях показывает недоброжелателям неприличный жест.
Одеть и посадить!
Это вызвало новую волну негодования. Ширин оскорбляли, угрожали, высмеивали в соцсетях. Так, пара кривляющихся парней сняла пародию на скандальную фотосессию, а чуть позже по сети гулял ролик, где Ширин избивают в туалете алматинского ночного клуба.
Впрочем, в подлинности видео возникают сомнения, так как правоохранительные органы факт избиения не подтвердили, и есть вероятность, что это было постановочное видео ради «хайпа» (скандала в интернете), но вот заявление в прокуратуру от юриста Мусира КУРМАНГАЗЫ с обвинениями Ширин в оскорблении национальной культуры – явно не подделка.
– После того как она показала средний палец, я просто не выдержал и воспринял это лично как оскорбление не просто казахского народа, а казахских традиционных ценностей, – поделился юрист. – Скоро мы будем всем Казахстаном праздновать Наурыз. В этот праздник все девушки наденут национальную одежду: саукеле, жаулык, шалан. А кто-то в этом снимается обнажённым. Это оскорбляет нашу национальную одежду. Одежда – такой же памятник, как исторические места и традиции. Власти должны в срочном порядке внести поправки в действующее законодательство, для того чтобы защитить и чтить нашу национальную культуру и историю.
Художника каждый обидеть может
Как это ни странно, но выходка Ширин вызвала волну подражаний. Сотни девушек с замиранием сердца выкладывали в сеть собственные прелести, но бури эмоций они не вызвали. Малоизвестная певица Луина напрасно мёрзла в одном бюстгальтере. Моря лайков и комментов её откровенные фото не вызвали. Не спасла даже собачка между ног. Видимо, она оказалась не той породы. Если бы Луина оседлала пёсика породы тазы, считающегося национальной гордостью, то пару негативных откликов наверняка бы получила. Художница из Астаны Ксения НЕВМЕРЖИЦКАЯ спешно организовала выставку своих работ, которые нарисовала в буквальном смысле одним местом. Ксения заливала краски себе во влагалище и выпуливала их на холст. Сестрички АБИЛОВЫ из Тараза, напротив, показали образец скромности, выложив стерильно целомудренную фотосессию, а дизайнер одежды из Астаны Лаура ЕСКОЖА подготовила инсталляцию «Одежда для Ширин». Лаура не мудрила, а расписала тряпку для мытья пола фразами, что каждый может носить то, что ему вздумается.
Но эпатажные акции остались не замеченными общественностью, зато когда Ширин в очередном посте заявила, что она ещё девственница, шквал народного гнева накрыл Казнет.
Что же они бунтуют? Дамы, сэр!
Сексологи же увидели в скандале вокруг Ширин совсем другой подтекст.
– Сейчас я и мои коллеги замечаем определённую форму протеста женщин. Выражается она через обнажение, – прокомментировал ситуацию сексолог центра «Семья» Александр КОЛЕСНИКОВ. – Звучит не совсем логично, но, демонстрируя своё тело, девушки протестуют против потребительского к себе отношения. Против того, что нагота стала товаром. Подсознательно они хотят воспитать у мужчин эстетическое восприятие женского тела. На Востоке, где женщина почти бесправна и зависит от чужого мнения, это особенно актуально.
На Западе «Pussy Riot» и украинские активистки из движения «Femen» эпатажными акциями топлес пытаются решить политические и остросоциальные вопросы. У нас же Ширин и её последователи борются с банальным ханжеством. Ведь механизм «уята» довольно примитивен.
– Человеком, который возмущается при виде эротики, руководит всего лишь зависть, – говорит Александр Колесников. – Каковы шансы, что девушка вроде Ширин заинтересуется хоть одним гневным комментатором? Девушка не моя, и моей не будет. Значит, нужно её унизить, высмеять, оскорбить. У женщин подсознательно включается тот же механизм. Она красивее, моложе, желаннее меня, значит, нужно её принизить, чтобы возвыситься на фоне её унижения. Все поступки тут очень рациональны. А разговоры о национальных традициях, о моральных устоях и прочих высоких материях нужны лишь для оправдания собственной неполноценности.