Селфи на могилах
Погребально–культовый комплекс Абат–Байтак известен учёным с конца XIX–го века. В 1982–м году мемориал был взят под охрану государства, а в 2004–м году началась капитальная реставрация комплекса. Примерно с этого времени к Абат–Байтаку стали организовывать школьные экскурсии, а совсем недавно некрополь стал известен далеко за пределами Казахстана. Дело в том, что поклонники Димаша, приехавшие в Актобе со всех уголков мира, решили не ограничиваться экскурсией в школу, где учился их кумир, но и познакомиться поближе с культурой и историей далёкого Казахстана. В Актюбинской области немало ярких исторических объектов, но удобнее всего иностранных гостей отвезти именно на Абат–Байтак. Некрополь расположен рядом с трассой и дорога к нему из областного центра займёт не больше двух–трёх часов. Так некрополь попал в ленту «Инстаграма» путешественников, а легенды о целительной силе святого места стали привлекать сюда туристов со всего мира. Например, пару месяцев назад сюда приехала супружеская пара из российского Калининграда. Супруги решили переночевать на святом месте, чтобы избавиться от семейных проблем. Любопытно, что паломники исповедовали православие.
По народному поверью, на Абат–Байтаке нужно провести ночь, а лучше – несколько. Местные жители часами готовы рассказывать о паломниках, которых такая ночёвка избавила от неизлечимых недугов.
Затерянный в степи
Самый тяжёлый этап путешествия к Абат–Байтаку – это съезд с трассы на просёлочную дорогу. Туристам не раз приходилось выталкивать из ямы экскурсионный автобус. Совсем скоро эта проблема решится: от трассы к некрополю появится заасфальтированная дорога. Кроме того, два года назад территорию Абат–Байтака огородили забором. Раньше сюда забредали коровы из ближайших сёл. А вот строительство гостиницы, торговой точки или хотя бы столовой у достопримечательности пока не предусмотрено. С этими функциями прекрасно справляется гостевой дом, а до Кобды от Абат–Байтака всего полчаса езды.
Тем не менее, простому туристу добраться сюда непросто. Регулярных экскурсий к некрополю нет. Осенью прошлого года тур «Хобда – родина батыров», организованный актюбинским агентством, ориентированным на внутренний туризм, срывался трижды. Так что доехать к святыне можно лишь на собственном автомобиле или на такси.
Законсервированная легенда
Сейчас решается острый вопрос с захоронением Кыз–Аулие. Конусовидный мавзолей из сырого кирпича сильно просел и может развалиться в любую минуту. Тем не менее, реставрировать его обычным способом нельзя, потому Кыз–Аулие интересно именно этой полуразрушенностью.
По легенде, несколько сотен лет назад под сводами могилы поселилась бедная семья. Муж с женой не стеснялись выполнять супружеские обязанности на святом месте, и такого богохульства святыня не стерпела. Купол её провалился, а стены сильно покосились.
Обычная реставрация погубит колоритную форму Кыз–Аулие, поэтому руководство Кобды ведёт переговоры со столичными специалистами, способными законсервировать исторический памятник в нынешнем виде. А пока группа учёных из института востоковедения изучает надписи на кулпытасах. Уже известно, что на надгробных камнях вырезаны суры из Корана. Надписи сделаны арабской вязью, но на казахском языке. Знающим арабскую письменность понять надписи труда не составит. Они очень похожи на современный казахский, если не считать орфографических ошибок и некоторых архаизмов. Ещё одним любопытным открытием стала форма кулпытасов. Выяснилось, что на мужских захоронениях надгробный камень венчает шар (некоторые шары даже вращаются), а на женских могилах кулпытас украшен узором, напоминающим корону.
Кладбище или история?
Совсем недавно большой проблемой для Абат–Байтака были стихийные захоронения. Мазары из современного силикатного кирпича совсем не гармонировали с древней кладкой мавзолея, а в 2017–м мраморная могильная плита появилась рядом с одной из самых любимых туристами достопримечательности мемориального комплекса – окаменевшим стволом дерева. Опализированный пень не представляет особого интереса ни для историков, ни для геологов, но паломники наделили камень магическими свойствами. Возле пня паломники читают молитвы, повязывают платки и оставляют монетки. Так место стало намоленным. Неудивительно, что кто–то из местных решил похоронить близкого человека именно тут, а любителям селфи возле современной могилы стало неуютно.
– Я не могу запретить людям хоронить тут родных. Закон об охране памятников на нашей стороне, но есть ещё закон человеческий. Люди хоронили тут родных веками, многие старики перед смертью завещали, чтобы их погребли рядом с могилами предков. Как можно им в этом отказать? – считает директор Хобдинского музея Конысбек ШАКЕНОВ.
После долгих переговоров власти пришли к компромиссу с народом. Хоронить на Абат–Байтаке теперь можно, но только на заранее согласованной территории, чуть дальше от мавзолея и древних кулпытасов.