| |
Николай НИКОЛЕНКО: «Всё-таки лучше переобуться».
Виктор ГЕРБЕР
| |
В техническом регламенте ТС «О безопасности колёсных транспортных средств», который будет действовать на территории трёх стран–участниц Евразийского экономического союза: Казахстана, Российской Федерации и Беларуси – с 1 января следующего года прописано, какие шины должны быть установлены в зимний/летний период.
Не секрет, что некоторые автолюбители не особенно утруждают себя «переобуваться» зимой, чем создают аварийную обстановку на дорогах. Сами понимаете, что коэффициент сцепления на асфальте и грунтовых дорогах зимой и летом сильно отличается.
В ЕВРОПЕ ЭТО ПОНЯЛИ ДАВНО
Сам техрегламент был разработан ещё в конце 2010 года на основании соглашения «О единых принципах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации».
Сами требования техрегламента, как пишется в нём, «были гармонизированы с требованиями правил Европейской экономической комиссии ООН» на основании «Соглашения о принятии единообразных технических предписаний для колёсных транспортных средств…». Там слишком уж длинное название. Не суть важно. Дело в том, что в Европе сей документ был принят ещё 20 марта 1958 года.
Оказывается, нельзя ездить на летней резине зимой и разбивать шипами асфальт летом. Кто бы сомневался! А ни в советском, ни в казахстанском законодательстве такие нормы прописаны не были. Поэтому каждый доморощенный шумахер считает, что на летней резине он сможет на большой скорости вписаться в поворот, сделать обгонный вираж и вовремя затормозить на обледеневшем асфальте. Либо показать свою крутизну с шипованной резиной на раскалённой от летнего солнца трассе.
САНИ ЛЕТОМ – ЭТО НЕ ВАРИАНТ
Согласно пункту 5.5 ТР ТС 018/2011, который вступит в силу с 1 января 2015 года, запрещается эксплуатация транспортных средств, укомплектованных шинами с шипами противоскольжения в летний период (июнь, июль, август).
Также запрещается эксплуатация транспортных средств, не укомплектованных зимними шинами, удовлетворяющими требованиям пункта 5.6.3 настоящего приложения в зимний период (декабрь, январь, февраль).
Кстати, комплект зимних шин нужно устанавливать на все колёса. Ну, я так думаю, что и летних тоже. Вообще–то сроки запрета на эксплуатацию авто без зимней резины в соответствующий период времени года могут быть изменены в сторону увеличения региональными органами государственного управления государств–членов Таможенного союза. Так, по крайней мере, записано в техрегламенте.
И ещё небольшой нюанс. Остаточная глубина рисунка протектора шин (при отсутствии индикатора износа) для легковых автомобилей должна быть не меньше: летняя резина – 1,6 мм, зимняя – 4,0 мм.
ЛИНЕЙКА ВАМ В ПОМОЩЬ
От представителей местного управления административной полиции мы нормального ответа так и не дождались. Да вообще никакого. Те сослались на то, что пока никаких указаний сверху они не получали.
Нашим коллегам из республиканской газеты «Время» повезло больше. На их вопросы ответил начальник управления координации в сфере обеспечения дорожного движения комитета административной полиции МВД РК Канат САДВАКАСОВ. Особенно о любимой многими водителями всесезонке.
– Можно будет использовать и всесезонку, но всё зависит от маркировки, которая нанесена на резину, – пояснил господин Садвакасов. – Есть универсальные покрышки, которые предназначены для езды только по мокрому асфальту и в грязь или, напротив, в сухую погоду при температуре не ниже пяти градусов по Цельсию. Их нельзя будет использовать. Другие же вполне подходят и для нашей страны. Поэтому я советую обращать внимание на маркировку шин. На них должны быть значки М+S, M&S, MS. Также подходят для эксплуатации зимой нешипованные шины со значком в виде снежинки или горы с тремя вершинами и снежинкой внутри.
А вот как будут дорожные полицейские проверять с Нового года глубину протектора, Канат Сушиевич ответил с чувством, с толком, с расстановкой.
– При помощи визуального осмотра и простейшего приспособления – линейки, – пояснил Канат Садвакасов. – При совершении дорожно–транспортного происшествия несоответствие шин техрегламенту может учитываться не в пользу владельца такого автомобиля и рассматриваться как одна из причин совершения ДТП. К тому же этот пункт попадает в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортного средства. За это в административном кодексе РК предусмотрен штраф в пять МРП – 9.260 тенге.
Смотрите на маркировку и «переобувайтесь»
– Маркировка М+S означает «слякоть и грязь», – говорит менеджер по продажам автоцентра ««КӨЛ–АВТО–АКТОБЕ» Николай НИКОЛЕНКО. – Такая маркировка есть даже на летних шинах. Если говорить о зимней резине, то в городе лучше использовать фрикционные шины без шипов, от которых нет лишнего шума. Шипованную резину рекомендуется использовать при загородных поездках. У каждого бренда разная глубина протектора. Но она находится в пределах 8–10 мм. На льду, конечно, шипованная резина будет себя вести гораздо лучше, чем фрикционная. А вот в городе на сухом асфальте у неё торможение будет гораздо хуже, чем у фрикционной.
С летней резиной тоже не всё так просто. Мягкие шины гораздо комфортнее в использовании, но и износ у них наступает раньше. Цены на шины зависят от бренда. Китайская и российская резина стоит примерно на одном ценовом уровне. Качество японских и южнокорейских шин повыше, но и цена соответствующая.
– Всесезонка у нас в продаже есть, но её лучше использовать в южных регионах Казахстана или в Европе, – продолжает Николай. – А у нас лучше «переобуваться».
Думайте сами, решайте сами
В принципе, выбор автошин в нашем городе довольно широк. Как летних, зимних, так и всесезонных. Мы приведём лишь пять наименований этой продукции. На что взор упал.