ПАРТИЯ СКАЗАЛА: «НАДО!»
Уже стало традицией, что каждый вновь назначенный министр образования, получив портфель, считает своим долгом провести хоть какие–нибудь реформы. Март воистину стал революционным месяцем в образовании. 10 февраля этого года был назначен новый министр образования Ерлан САГАДИЕВ. Уже через три недели в МОН было заявлено о реформировании ЕНТ, а также о скором внедрении трёхъязычия в средних школах.
25 марта на первой сессии парламента VI созыва президент РК Нурсултан НАЗАРБАЕВ предложил министерству образования и науки изучить возможность перехода казахстанских школ на пятидневную рабочую неделю. Он пояснил, что Казахстан должен быть последовательным при вступлении в ОЭСР, и во всех развитых странах в школах действует пятидневная рабочая неделя.
– Ребёнку дают восстановиться, педагогу – отдохнуть и подготовиться к урокам. У некоторых из них даже действует четырёхдневная рабочая неделя, и переход на такой формат – общемировые тренды развитых стран, – отметил глава государства. – Учёные уже научно доказали, что при сокращении продолжительности учебной недели повышается результативность обучения. Нам также нужно внедрять эту практику, министерству образования и науки нужно начать хотя бы с начальной школы.
По всей видимости, в МОН предложение президента восприняли как приказ и уже через пять дней выдали на–гора в своём сообщении: «В Казахстане с 1 сентября текущего года вводится пятидневная учебная неделя для первых классов. Первоклассники будут учиться с 1 сентября до 1 июня. Таким образом, первые классы школ будут учиться пять дней в неделю уже с этого года, хотя раньше планировался 2017 год».
ЧЕМ ПРИДЁТСЯ ЖЕРТВОВАТЬ?
Пятидневка, конечно, это хорошо. Но, учитывая, что казахстанская школьная программа настолько перегруженная, то просто так ввести пятидневку, ничем не жертвуя, невозможно. У первоклашек на неделю станут меньше летние каникулы. Это уже известно. Хотя программу пересматривать всё равно придётся.
Итак, как можно ввести пятидневку для всех классов средней школы у нас в стране? Первый вариант. Просто шестидневную неделю затрамбовать в пять дней. В этом случае для старших классов нагрузка в 36 академических часов в неделю распределится на пять дней. А это 7–8 уроков в день. Причём ни одна из актюбинских школ не может похвастаться занятиями в одну смену. То есть, в этом случае первая смена будет заниматься с 8–9 утра до 3–4 пополудни. Вторая смена – с 2 дня и до 8 вечера. В общем, полный финиш.
Второй вариант. Сократить некоторые предметы либо количество часов. То есть пересмотреть всю программу. Но для этого необходимо время. По словам аналитиков, на это уйдёт полтора–два года.
Третий вариант. Пожертвовать частью летних каникул.
– Я думаю, что пятидневка имеет место быть. Но при условии, что у детей не будет по 7–8 уроков, – говорит педагог–психолог Алла ДОРОНИНА. – И желательно заниматься в одну смену, создать все условия, построить больше школ. Это было бы самым оптимальным. Но, к сожалению, это пока не решаемая проблема. А пятидневка нужна, чтобы дети могли больше находиться с родителями и нормально отдохнуть. Начальным классам она нужна однозначно. Всё–таки один выходной в неделю для ребёнка – это мало. Дети сильно устают в школе. А два дня в неделю вполне достаточно для восстановления с психологической точки зрения. В день должно быть не больше шести уроков. Если же мы ориентируемся на «Назарбаев интеллектуальную школу», то да, там пятидневка. Ученики до 16.00 в школе. Но там нет домашнего задания как такового. Всё выполняется непосредственно в школах. Обязательно должны быть физические нагрузки. Ни в коем случае нельзя сокращать часы по физкультуре и технологии.
ЭТО, КОНЕЧНО, ХОРОШО, ЕСЛИ БЫ НЕ ОДНО «НО»
Пожалуй, уже никого не удивишь тем, что у нас в стране пытаются внедрить что–то, ссылаясь на опыт развитых стран. Почему–то уровень жизни и техническая оснащённость как–то отодвигаются на второй план.
В министерстве образования и науки сообщают, что переход на пятидневное обучение связан с обновлением учебной программы. Новые учебные программы будут основаны на программах «Назарбаев интеллектуальных школ». Пятидневка практикуется в НИШ. Однако сравнивать оснащённость этой школы и простой среднестатистической казахстанской школы, наверное, не совсем корректно. В НИШ дети учатся в одну смену, и там нет переуплотнённости. В Актобе же до сих пор трёхсменка существует в трёх школах.
– Чтобы сделать пятидневку, надо пересмотреть стандарт обучения. Есть недельная нагрузка на каждый класс, – поясняет руководитель горОО Ляззат УРАЗБАЕВА. – С существующим стандартом мы не можем сделать пятидневку. Если же какие–то предметы будут из программы убраны или количество часов сокращено, тогда это станет возможным. С 2016/2017 учебного года первые классы переходят на пятидневку, потому что у них новая модель обучения. В республике уже идёт подобный эксперимент в 30 школах, в том числе и в двух актюбинских. Это СШГ №9 и Новая средняя школа. В первых классах этих школ используется программа НИШ, которая признана самой лучшей. В 2017/2018 учебном году на пятидневку переходят вторые, седьмые и девятые классы, потому что для них по плану будет переиздание учебников с обновлением программы. К 2020 году перейдут все. Есть, к сожалению, у нас пока трёхсменные школы: СШ №15, 18 и 53. А в Саздинской средней школе с 2016/2017 учебного года появится трёхсменка. Может, ещё и в СШ №23. Почему? В микрорайоне «Батыс–2» нет школы. Ближайшая – 23–я. Посёлок Сазда и микрорайон «Батыс–2» интенсивно застраиваются.
МАЛЫШАМ НУЖНЕЕ
– В пятидневке есть свои плюсы и минусы, – считает преподаватель начальных классов Шарипа УРАЗБАЕВА. – Плюс несомненный – это короткая рабочая неделя. Два выходных для детей – это очень важно. За один день они не могут отдохнуть. Тем более, что больше времени дети смогут находиться с родителями. А минус вот в чём. Будет новая программа, и летние каникулы сократятся. Хотя можно кое–что в программе сократить. В конце четверти, например, бывают три–четыре урока повторения. Думаю, их можно сократить до двух часов. А два часа использовать на другие темы. Пятидневка нужна больше в начальных классах. Для среднего и старшего звена при пятидневке увеличится нагрузка. Если у них будет по 7–8 уроков, то наша материальная база просто не может такого позволить. У нас просто не хватит кабинетов. Если пятидневка будет обеспечиваться за счёт изменения программы и сокращения некоторых часов, то я только «за». Если же за счёт летних каникул (а значит, и нашего отпуска) – я против.
– Хотелось бы, чтобы была в школе пятидневка. Но необходимо сократить нагрузку у детей, – говорит преподаватель начальных классов Татьяна ШЕПЕЛЬ. – Уже сейчас внедряется интеграция, когда совмещается два урока в одном. Например, литература и рисование. Когда дети, изучая какое–то произведение, выполняют рисунок. Дополнительный день отдыха – это хорошо. Но если за счёт каникул – это уже не очень хорошо.
– Увеличить учебный год за счёт летних каникул у нас не позволят климатические условия. Невозможно в июне детям просидеть по 6–7 уроков в душных классах! – заверяет учитель биологии Лариса ДАМИРОВА. – Летом мы открываем окна настежь, и всё равно это не помогает – воздух настолько горячий, особенно на солнечной стороне. В первую очередь школу нужно подготовить к пятидневке, организовать горячее питание. Перемены должны быть не 5 минут, а длиннее, так как дети будут загружены гораздо больше. Необходимы условия для отдыха. Многие наши ученики живут в Заречном и в дачных массивах. Зимой в шесть часов вечера уже темно. А идти по дачам в 7–8 часов вечера – мало приятного. В Заречный последний автобус идёт в 18:50, как говорили мне дети. Учителя также поздно будут добираться домой. Так что нужно что–то сокращать в учебной программе или интегрировать предметы. Пение и рисование – тоже вопрос. Не каждому дано петь или рисовать.
| | Олеся ВАСИЛЕНКО, ученица 9 класса: Если будет пятидневка, мне бы не хотелось, чтобы сокращали летние каникулы. Летом нет никаких условий, чтобы мы учились: ни кондиционеров, ни питьевой воды. А если сократят какие–то предметы, то почему бы нет? Можно было бы убрать технологию и сократить часы по физкультуре. |
|
| | Онорина ТАТАРНИКОВА, ученица 10 класса: При поступлении, например, в российские вузы нужен аттестат. Если придётся учиться летом, то когда мы его получим? Когда готовиться к вступительным экзаменам? Ведь поступаешь в начале или середине июня. А на руках аттестата нет. Как–то не совсем продумано всё. Я за пятидневку, если не за счёт летних каникул. Я бы исключила такие предметы, как самопознание и технологию. |
|
| | Анастасия НАЙДЁНОВА, ученица 10 класса: Пятидневка – это немного не для нас по климатическим условиям. Уже в мае в школах становится очень душно. Когда мы писали экзамены в июне, было очень некомфортно. Пятидневка подходит для тех школ, где учатся только в первую смену, и есть возможность организовать горячее питание. В старших классах, я думаю, самосознание и технология не нужны. |
|
| | Арман НУРГАЛИЕВ, ученик 10 класса: Я за пятидневку, но не хочу, чтобы сокращали летние каникулы. Технологию и самопознание я бы сократил. Все остальные предметы нужны. Особенно те, по которым придётся сдавать экзамены или ЕНТ. Их сокращать ни в коем случае нельзя. НВП можно сократить. |
|
| | Вероника ЕФРЕМЕНКО, ученица 10 класса: В принципе, я за пятидневку. Но не стоит это делать за счёт летних каникул. Можно сократить некоторые предметы. Например, я не сдаю физику, как и большинство в классе. Зачем нам большое количество часов по этому предмету? В старших классах можно было бы дифференцировано подходить к этому вопросу. Кто–то будет поступать на гуманитарные профессии, а кто–то – на инженерные. |