Прилетят самолёты, улетят, не заметишь
В наши дни к актюбинскому аэропорту претензии могут быть только у очень придирчивых путешественников. Для пересадок пассажиры его используют редко, и основные клиенты тут – это либо актюбинцы, которые ждут рейса максимум час, либо гости города, сразу после самолёта спешащие к стоянке такси. Поэтому все недостатки небесного порта оказывались незамеченными.
Однако тем, кому пришлось провести в здании аэропорта чуть больше времени, на неудобства всё-таки пожаловались. 24-го августа блогер Денис КРИВОШЕЕВ опубликовал пост с резкой критикой актюбинской воздушной гавани. Выяснилось, что онлайн-регистрация в Актобе была бессмысленной, потому что в аэропорту нет устройства, считывающего штрих-код. Во время пандемии этот фактор стал особенно важен, потому что к стойкам регистрации выстраивались очереди, что не лучшим образом сказывалось на безопасности пассажиров. Немало нареканий вызвал инцидент 22-го июля, когда техник повредил телетрапом новенький самолёт компании «Air Astana», причём повредил так, что судно несколько дней простояло на ремонте. Оказалось, что техник мало того, что проводил эту ответственную процедуру в одиночку, хотя это запрещено инструкциями, но и даже допуска к подаче трапа он не имел.
Совпадение это или нет, но ровно через 3 дня после публикации скандального блогера, руководство актюбинского аэропорта пригласило журналистов, чтобы продемонстрировать деятельность воздушных ворот города.
В тесноте да не в COVID-е
Встреча с прессой началась с демонстрации санитарных мер. Нарушения ряда правил санитарного режима едва не стоили аэропорту 4 млн тенге. Именно на такую сумму был сначала выписан штраф, но потом, по некоторым данным, сумма штрафа снизилась более чем в 10 раз.
Попасть в зал ожидания человек с высокой температурой теперь не сможет. На входе стоит тепловизор, и изображения лиц входящих обрамляет зелёный квадратик. Если же квадрат станет красным, то будет ясно, что у пассажира есть проблемы со здоровьем. Кресла в зале ожидания разграничены красными крестами, соблюдать дистанцию тут требуют строжайше. А вот в обновлённой комнате матери и ребёнка есть небольшая кухня, где дистанцироваться трудно, детские кроватки стоят совсем рядом, и общие игрушки риск заражения совсем не снижают. Впрочем, тут речь идёт больше о долгосрочных перспективах. Мамаш с маленькими детками пока немного, так что теснота не пугает. Зато, когда пандемия закончится, новшество облегчит ожидание рейса многим мамочкам.
В ВИП-зале мягкие диваны крестиком никто метить не стал. Видимо, пассажиров бизнес-класса в Актобе не так много, чтобы требовать от них соблюдения социальной дистанции, и каждому ВИП-путешественнику достанется по отдельному дивану. Но только возникает вопрос: почему реконструкция зала с небольшим потоком пассажиров вдруг стала приоритетной при ремонте аэропорта.
Понимаешь, всё ещё будет
Справедливости ради нужно отметить, что новое руководство в актюбинском аэропорту появилось всего 3 месяца назад, и за это время для удобства пассажиров было сделано очень многое. И это в условиях карантина, когда доходы воздушной гавани были совсем небольшими.
– Количество регулярных пассажирских рейсов мы увеличили, также открыли грузовой рейс в Китай, а сейчас работаем с авиакомпаниями насчёт открытия рейсов в Пекин и Урумчи, – поделился председатель правления АО «Международный аэропорт Актобе» Дастан МАЛИЕВ. – Совместно с акиматом мы отрабатываем проект «Открытое небо». Это пятая степень свободы в воздухе. Например, если самолёт летит из Пекина в Москву, то авиакомпании будет удобно посадить его и у нас. Тогда борт примет часть актюбинских пассажиров, или, наоборот, некоторые пассажиры из Китая могут сойти в Актобе.
Проект «Открытое небо» даёт Актобе большие возможности. Совсем скоро у нас появятся регулярные рейсы в Анталью. Раньше на турецкие курорты можно было отправиться лишь чартером.
Глава «Air Astana» Питер ФОСТЕР ещё год назад планировал запустить бюджетные рейсы из Актобе в Баку, Тбилиси и Стамбул, но пандемия спутала все планы, хотя есть большая вероятность, что в ближайшем будущем на Кавказ и Босфор можно будет долететь без утомительных пересадок.
Прежде аэропорт был на балансе «Самрук-Казына», и об удобстве пассажиров тут думали в последнюю очередь. Если взлётную полосу ещё хоть как-то реконструировали и выделяли средства на её ремонт, то зал ожидания аэропорта, а также терминалы по сервису и комфорту застряли едва ли не в конце 90-ых. Даже кровле уже требуется капитальный ремонт, хотя десятилетие назад здание аэропорта подверглось реконструкции. В 2019-м году воздушная гавань Актобе была передана на баланс акимату, и новому руководству приходится разгребать ошибки старого.
Мелочь, а приятно
Небольшие, но приятные для пассажиров изменения в аэропорту уже появились. В зале установлены новые информационные табло; банкоматы и платёжные терминалы, которые раньше стояли почти у входа, перенесены в более удобное место; а для инвалидов предусмотрена специальная помощь. Также решается вопрос о расширении парковки и введении трансферных услуг. Нередко пассажиры ночных рейсов сталкивались с жадностью таксистов, которые просили по 5.000 тенге за поездку до города, а вызвать машину через приложение бывало сложновато. Договорённость с одной из служб такси, по примеру астанинского аэропорта, могла бы полностью решить эту проблему.
К сожалению, советская практика по полётам «кукурузников» в отдалённые уголки области ныне неосуществима. Рейсы в Шалкар или Иргиз попросту нерентабельны, и существовать могут лишь за счёт государственных дотаций, но даже при такой щедрости государства они не станут популярными. Маленькие самолёты не отличаются скоростью, и вместе с процедурой регистрации полёт займёт не меньше времени, чем поездка на автомобиле.
К тому же, досмотр, ограничения на вес багажа, запрет на перевозку жидкостей и прочих опасных предметов и возможная отмена рейсов из-за непогоды делают полёт чересчур хлопотным для небольшого расстояния.
Ни выпить, ни покурить
Сейчас в зале ожидания работает кофейня. Цены тут относительно низкие, если сравнивать со столичными, где стоимость простой булочки достигает 3.000 тенге. Для совсем экономных путешественников в зале ожидания предусмотрены столовая и магазинчик, где, кроме перекуса, можно приобрести сувениры и прочую мелочёвку. Цены там тоже вполне приемлемые. Руководство аэропорта регулярно их мониторит, не допуская запредельного повышения.
Тем не менее, для курильщиков ожидание рейса после регистрации по-прежнему остаётся мучительным. Если лет 10 назад перекурить можно было в специально отведённой комнате, то сейчас эта каморка закрыта, потому что в ней нет специальной системы вентиляции. Приобрести специальную кабину, как в аэропорту Алматы, слишком дорого, тем более такую роскошь воздушным портам обычно предоставляют табачные компании в рекламных целях, а планировка аэровокзала не позволяет устроить курилку на открытом воздухе. Однако руководство воздушной гавани пообещало решить проблемы заядлых курильщиков в ближайшее время.
А вот дьюти-фри в актюбинском аэропорту вряд ли появится. Эта затея не выгодна для предпринимателей. Дело в том, что хоть аэропорт и носит гордое звание международного, рейсов за рубеж у нас практически нет, не считая чартеров в Турцию и Египет, а туристы, отправляющиеся на ол-инклюзивный отдых, закупаться дешёвым алкоголем в Актобе не спешат. Пассажиры, вылетающие в Москву, возможно, и прикупили бы бутылочку виски, но Россия входит в ТС, и щедрость беспошлинной торговля на территорию Союза не распространяется. Так что единственный легальный способ опрокинуть рюмочку перед полётом, это бар в ВИП-зале аэропорта, но вхожи туда только счастливые обладатели билетов в бизнес-класс..