Последнее стойло железных коней
Сейчас за будущую утилизацию автомобиля надо заплатить минимум 400.000 тенге. Это если объём двигателя авто не превышает 1.000 кубических сантиметров. За более мощную технику придётся выложить до 5,5 млн тенге.
Сейчас утильсбор привязан к МРП. С начала года минимальный расчётный показатель поднялся на 139 тенге. Базовая ставка утильсбора составляет 50 МРП, значит, водитель уже должен платить почти на 7.000 тенге больше, чем раньше. Но это при минимальной ставке при объёме двигателя до 1000 куб. см. Объём самой любимой среди казахстанцев «Тойоты-Камри» больше минимума в 2,5 раза, и чтобы ввезти такую машину, надо отдать 1,5 млн тенге только за утильсбор (такая сумма сложилась из умножения базовой ставки на определённый коэффициент, существующий для каждого автомобиля).
Если казахстанец берёт машину в салоне, то утильсбор уже внесён в стоимость. Самая дешёвая «Тойота» в салоне стоит около 13 млн тенге. Без утильсбора она могла бы стоить дешевле на целых два миллиона, что сделало бы её более доступной для многих.
Но обиднее всего, что у нас средства, собранные на утильсбор, неизвестно куда идут. К примеру, в США этот денежный поток прозрачен: на него открываются новые заводы по переработке автохлама, организуются новые рабочие места. У нас же в отчётах чаще всего говорится, что средства пошли на неведомое улучшение экологической ситуации.
Не нужен нам трактор заморский
Утильсбор и раньше вызывал недовольство. В первую очередь на него жаловались фермеры и владельцы больших грузовиков. Ситуация сложилась так, что из-за высоких ставок, субъекты малого и среднего бизнеса были вынуждены отказаться от покупки надёжной техники, которая и без утильсбора стоит недёшево.
Так, в 2019-ом году в Актюбинской области прошло традиционное мероприятие «День поля», где торговые представители разных компаний предлагали приобрести сельхозтехнику. Мечтой земледельцев там стал трактор «Джон Дир», разработанный в американской компании специально для Канады. Климат этой страны Северной Америки очень похож на климат Западного Казахстана, техника «Джон Дир» надёжно зарекомендовала себя в Канаде за десятки лет, а ещё трактор оснащён современной системой навигации, климат-контролем и датчиками расхода семян при посеве. К тому же, стоит он не так уж и дорого, учитывая качество и ремонтопригодность. Но, оценив диковинку и поцокав от восхищения языками, аграрии переходили к допотопным тракторам российского и белорусского производства. Трактор от чебоксарского «Агромаша» в честной конкурентной борьбе явно проигрывает «Джон Диру», но сделан он в ЕврАзЭС, значит, и утильсбор на него меньше. Иначе, как лоббированием интересов определённых производителей, это не назвать.
Гляжу в Европу и вижу… несправедливость
Похожая ситуация сложилась и с легковушками, особенно с армянскими и российскими номерами. Многие владельцы этих авто не против легализовать свою «ласточку», поставив на казахстанский учёт, но из-за высокой ставки утильсбора сделать это невозможно.
Теперь же платить по новым ставками будут обязаны практически все водители. Народ справедливо рассудил, что пересмотр ставок будет явно сделан в сторону повышения. В результате на портале е-гов была размещена петиция за снижение стоимости утильсбора. В тексте петиции говорится:
«Такой высокий уровень потому, что утильсбор, в основном, расходуется не на утилизацию старого автомобиля, а на другие цели. В мировой практике ставки утильсбора в десятки раз меньше. Например, в Германии он равен 100 евро, в Нидерландах – 30 евро, а в Японии ставка утильсбора в 80 раз меньше, чем в Казахстане! После введения утильсбора цены на автомобили в РК выросли в среднем в 2 раза! В Казахстане самые дорогие автомобили среди всех постсоветских стран. В РК появилось большое количество автомобилей с российскими и армянскими номерами. Парк автомобилей в Казахстане стареет, ухудшая экологию».
На сегодняшний день петицию подписало около 157.000 казахстанцев.
Не на те страны равняетесь, дорогие водители
Сравнение со странами ЕС министерством экологии, геологии и природных ресурсов было названо некорректным. По мнению чиновников, водители должны сравнивать Казахстан не с европейскими странами, а с государствами СНГ.
– Если сравнить наш утильсбор и у соседей (допустим, России, Узбекистана, Беларуси), на автотранспорт от 1.000 до 2.000 кубических сантиметров, у нас утильсбор даже меньше, чем там, – заявил министр экологии Сериккали БРЕКЕШЕВ. – Здесь ещё один момент надо учитывать: что у нас нет градации. Допустим, будь это новые автомобили или автомобили, уже бывшие в эксплуатации. Утильсбор в России градируется. Там он выше для машин от трёх до 7 лет.
Но о том, как будут изменены ставки, власти не сообщили до сих пор, отделавшись дежурным ответом, что этот вопрос ещё рассматривается, а ставки – пересчитываются.
Однако их снижения ждать явно не стоит. Ведь вопрос об их изменении встал именно из-за того, что нормы давно устарели.
– Нормы утилизационного сбора были приняты в 2015 году. После этого до сегодняшнего дня действительно не пересматривались, – прокомментировал ситуацию министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут АТАМКУЛОВ. – Методика расчёта, которая была в 2015 году, эту методику нужно поднять и посмотреть. За всё это время есть и курсовая разница, и девальвационные процессы.
Когда в товарищах согласья нет
Далее выяснилась ещё одна любопытная деталь. Вопрос о нормах утильсбора одновременно курируют сразу два ведомства: министерство экологии и министерство индустрии. Причём в каждом ведомстве твёрдо уверены, что на острые вопросы должны дать ответ не они, а их коллеги.
Например, министерство индустрии не является конечным бенефициаром, то есть не получает средства, собранные за утильсбор, и в его задачу входит развитие казахстанского автопрома. А вот минэкологии солидный куш от утильсбора имеет, и то, как скажутся новые нормы на авторынке, их не интересует. Более того, экологи не располагают об этом информацией.
Более того, по мнению чиновников, большие ставки по утильсбору охраняют отечественный автопром от демпинга. То есть, если снизить нормы до европейских, то в Казахстан хлынут потоки автомобилей с явно заниженными ценами, и наши производители попросту разорятся. Однако, если анализировать опыт прошлых лет, то никакого демпинга не наблюдалось. Недорогие авто из Армении и дешёвый автохлам из России попали к нам из-за резких скачков курсов валют и противоречащих друг другу пунктов во внутреннем законодательстве и в нормах ЕврАзЭС.