После дистанционки школам будет нелегко
Актюбинские школьники вернулись в классы. Долгожданная встреча с одноклассниками, перемены, родные парты, приятный скрежет мела о доску. Родители радуются, что у ребёнка наконец-то началась нормальная учёба. Все устали грызть гранит науки онлайн. Как и говорили учителя, школа уже не будет прежней: изоляция в кабинетах, маски, короткие перемены. Уменьшилась на один-два часа недельная нагрузка на учащегося. А вот школьные уроки, как в старые добрые времена, будут по 45 минут.
Первые занятия уже показали, что еще придётся разгребать последствия от дистанционки. Методисты не скрывают: пробелы в знаниях у детей есть, школьную программу надо догонять. В первые полгода предстоит много работы и педагогам, и ученикам. Повторение и повторение прошлых тем, чтобы наверстать упущенное.
– Сейчас главный вопрос: ликвидация пробелов в знаниях учеников из-за дистанционного формата обучения, – подтверждает заместитель директора Актюбинского областного научно-практического центра Жания ИСАТАЕВА. – Хорошей подмогой в этой проблеме была организация летней школы. Но всех детей, конечно, охватить не смогли.
Каждая школа составила свой план работы с учащимися. И речь идёт не только о детях с плохой успеваемостью. Нужно подтянуть общий уровень знаний школьников. Сегодня и у тех детей, которые хорошо учатся, есть пробелы в некоторых областях. С самых первых уроков надо проводить контрольные срезы по прошлым темам, анкетирования и другие формы проверки знаний класса. Много времени на уроках будут уделять повторению. Каждый учитель должен определить по своему предмету, в каких темах есть пробелы у детей, и использовать все методы, чтобы их устранить.
Национальная академия образования имени И.Алтынсарина подготовила инструктивно-методическое письмо об особенностях учебно-воспитательного процесса в новом учебном году. В письме говорится о том, по каким учебным планам мы будем заниматься, какие изменения произо-шли, как начать учебный год.
Дисциплина – прежде всего
Часы, отведённые на факультативы, перебросят на точные науки.
– То есть те часы, которые выделялись на углублённое изучение каких-либо предметов, министерство образования и наш центр рекомендуют отдать на восполнение пробелов знаний в точных науках, хотя бы в первом полугодии, – разъяснили в МЦ. – В школьных предметах всё взаимосвязано. Если, к примеру, ребёнок упустит какие-то темы по математике в 7-м классе, то и дальше уже не сможет решать примеры и задачи. Мы работаем с директорами и методистами школ района и города по изменениям и дополнениям в организации учебного процесса.
Не секрет, что за полтора года отвыкли от школьных стен и ученики, и учителя. Ученики сидели на уроках в пижамах, сбои в связи нередко прерывали учебный процесс. Что и говорить, дома сложно соблюдать школьную дисциплину.
– Нужно помочь педагогу и ученику войти в привычную колею и продолжать дальше обучение, – отмечает Жания Исатаева. – Были сбои в выполнении плана внутришкольного контроля, контроля по проведению учебных занятий. С нашей стороны будет методическое сопровождение. Мы подготовили разные методические пособия в помощь каждому учителю. Всё лето наши методисты занимались составлением алгоритма работы со слабоуспевающими по какому-либо предмету. На недавней секционной работе в рамках августовской конференции присутствовали актюбинские педагоги, с которыми мы обсуждали эту проблему. В районных отделах образования методические кабинеты тоже включились в секционную работу. В конце сентября мы планируем провести семинар с директорами школ, где будем обсуждать такие вопросы, как пробелы в знаниях и внутришкольный контроль. Хочется отметить, что дистанционка коснулась не всех школ. Сельские школы с количеством до 300 учащихся продолжали учёбу в традиционном формате.
Мы ко всему готовы
Впрочем, дистанционное обучение многому научило и закалило педагогов и учеников. Вначале от нового формата особенно страдали школы сельской местности: старые компьютеры, отсутствие интернета, но потом и интернет провели, и новую технику закупили. И сами педагоги уже «загорелись» идеей, как с новыми технологиями проводить интересные уроки.
– Сначала педагогам было трудно перестроиться, не знали, как проводить уроки по видеоконференциям, – вспоминает методист Жания Исатаева. – Сейчас все учителя умеют работать и в видеоплатформе Zoom, и «Билимлэнд» освоили. Учителя даже разрабатывали ТВ-уроки. Мы, методисты, тоже не сидели, сложа руки. Наши специалисты из отдела IT удалённо проводили семинары на тему, как работать с интернет-платформами. Да и мы сами учились новым технологиям. Теперь все видят, что необязательно собирать людей на семинары, педагогам тоже сложно отпрашиваться с работы, менять расписание уроков. Многие семинары можно проводить дистанционно. Работники образования уже ко всему готовы: и к оффлайн, и если нужно будет, снова удалимся.
Хотя полностью подводить итоги дистанционного обучения пока рано, всё будет зависеть от эпидемиологической обстановки в стране.
Педагоги – творцы
Методисты Актюбинского областного научно-практического центра тоже вышли из онлайн и теперь планируют проводить форумы, конференции и семинары в обычном режиме.
К слову, в области работает ассоциация учителей, в которой за каждым предметом закреплён лидер по данному предмету. Это педагоги с большим стажем работы, победители различных конкурсов, они разрабатывают различные методические пособия в помощь учителям.
– На методическом совете при центре мы изучаем и обобщаем учебные пособия, – говорит заместитель директора МЦ. – После обобщения распространяем данный опыт среди учителей. Для начинающих педагогов такие методички – большая помощь. Также для учителей мы проводим семинары, коучинги, круглые столы, дискуссии. Если нам дадут такую возможность, то с выездами на местах. У нас в области работает школа молодого директора. Мы особенно хотим помочь новеньким директорам в организации учебного процесса.
Аттестацию учителей в новом учебном году тоже никто не отменял. Сейчас все документы педагоги собирают в электронное портфолио, куда входят: диплом, аттестация прошлых лет, достижения педагога и его учеников, вкладка из трёх уроков с характеристикой методиста.
Работа у учителей творческая. Педагоги – творцы, а значит, и уроки могут быть произведениями искусства. Так почему нам бы не делиться своим опытом с коллегами? В Актюбинском областном научно-практическом центре всегда ждут творческие работы учителей. Для этого педагогу нужно подать заявку.
– Самые лучшие работы мы отправляем республиканской комиссии, – рассказывают методисты центра. – Республиканская комиссия в течение месяца их рассматривает, и, если работа достойная, то распространяет труд по всей республике, мы, в свою очередь, стремимся, чтобы другие учителя тоже использовали в своей работе опыт этого педагога. Не ограничиваться тем, что написал программу – и всё. Допустим, свою авторскую работу по преподаванию математики учитель должен апробировать не только в своей, но и в других школах, то есть должна быть практическая ценность. Это большой труд учителя. Мы всегда говорим учителям, что в работе надо чётко расписать цели и наметить конечный результат. Если это хорошая учебная программа, которая способствует повышению уровня знаний учеников, то мы распространяем эту работу по области и республике. Если педагог – победитель республиканского конкурса, мы на базе его школы создаём базу для проведения мастер-классов. Мы также стремимся открывать мастерские для педагогов. Проводить семинары не только в своей школе, но и приглашать коллег из других учебных заведений города и районов. Это одна из форм творческого развития педагога.