16 сентября 2015 года. №37
Общая неприятность объединила водителей из разных стран. Они возмущены очередями и отсутствием объяснений.
Начало сентября ознаменовалось громким скандалом на российско–казахстанской границе. Дело в том, что российские таможенники около недели задерживали фуры, перевозившие транзитный груз на территорию Казахстана. По словам самих водителей, никто из сотрудников так и не смог внятно объяснить, что именно послужило причиной для подобных нововведений.
Чтобы убедиться, что работа в зоне таможенного досмотра дала сбой, достаточно просто пересчитать все автомобили, ожидающие своего часа в зоне складов временного хранения.
В минувшую среду количество грузовых машин на Соль–Илецком таможенном пункте достигло почти восьми десятков. Такой аншлаг в этих местах наблюдали впервые, и час от часу легче не становилось: новые грузы прибывают каждый день и тут же безнадёжно утопают в бесконечной очереди.
ПРОБЛЕМ НЕТ?..
От официальных комментариев сотрудники зоны таможенного досмотра отказались. Вечером никого из уполномоченных давать комментарии прессе на рабочем месте не оказалось.
Один из охранников, впрочем, быстро пропускает журналистов на территорию, но не проходит и минуты, как навстречу выходит второй и утверждает, что проходить внутрь никто разрешения не давал.
Не лучше обстоят дела и на территории СВХ. При виде посторонних мирно сидевший в сторонке и разговаривавший по телефону охранник подскакивает и начинает громко возмущаться:
– У нас здесь частная собственность! Вы не имеете никакого права здесь находиться и снимать! Вы на частной территории.
Пригрозив полицией, молодой человек закрывает ворота, чтобы никто лишний не прошёл внутрь, но и это не способно его успокоить. Подхватив телефон, он тщательно снимает все разговоры на камеру, не реагируя на порядком раздражённых водителей. Возник вопрос: если никаких проблем в зоне досмотра и СВХ действительно нет, то почему сотрудники переполошились настолько, что не поленились устроить съёмку и следить за ходом беседы даже за пределами частной территории? Интересно.
БЕСКОНЕЧНАЯ ОЧЕРЕДЬ
Тем временем дальнобойщики не скрывают своих эмоций. Общая проблема объединила представителей сразу нескольких стран.
– Здесь все: и казахи, и литовцы, и турки, – рассказывает дальнобойщик Игорь ТАБАЧКОВ. – В общем, можно сказать, что весь груз, который идёт на Казахстан транзитом через Россию, задерживается здесь. Я сам здесь 3 дня, а в очереди аж 57–й. Наверное, что–то около восьмидесяти машин стоит и ожидает досмотра.
К слову, изначально полного досмотра для транзитных грузов не предполагается вовсе.
Полный осмотр машины проходят при погрузке. После всех процедур на двери ставят пломбы и выдают водителям маршрутные листы, где указаны пункты, в которых они должны отметиться на своём пути. Последний пункт, приграничный, обязателен для всех перед въездом на территорию страны назначения. В данном случае им стал Соль–Илецк. – Обычно проходим все процедуры за полчаса, – объясняет Игорь Табачков. – Максимум – час. Здесь таможенный пост, просто смотрят пломбу, чтобы целая была, ставят отметку, что товар вышел из России, и всё, едем дальше. Ничего не снимают, не заставляют вскрывать. А сейчас Бог его знает, что происходит.
В этот раз гружённые товаром фуры задержали на несколько дней. Водителям рассказали, что пришло какое–то постановление из Москвы, но официально бумаги с приказом никто не предоставил. И причина вряд ли в самом грузе:
– Кто откуда идёт. Я с Украины, есть ребята из Турции… У меня плитка – та самая, на которой делают надписи на могилы и мазары. Стоят ребята с кабелями, с оборудованием, даже с тележками для супермаркетов. Вроде бы ничего особенного не везём. Если базальтовая плитка – это запрещённый продукт, то я не знаю, – разводит руками Игорь Табачков.
СТОЯНКА С НЕУДОБСТВАМИ
Пока дело не сдвинулось с мёртвой точки, водители–дальнобойщики были вынуждены несколько дней провести на территории склада временного хранения.
– А где ещё нам жить? – пожимает плечами Игорь Табачков. – В машине, конечно. Больше негде. Удобств тоже никаких. Есть душ, но он только с ледяной водой. Очень холодный. Можно сказать, тонизирующий.
Остаётся только порадоваться, что с погодой более–менее повезло: ни изнуряющей жары, ни крепких морозов. Что будет, когда наступит зима, водители могут только представить.
– К тому же, мы всё это и оплачиваем, – добавляет дальнобойщик Олег ФЕДОРЕНКО. – Платим за выгрузку–загрузку. Перевозчики должны платить за стоянку, питание, проживание. Так получается, что за СВХ мы должны ещё 7 тысяч рублей доплачивать. На то, чтобы поесть нормально здесь неподалёку, в день уходит рублей 500. Деньги нам компании–перевозчики передают, но это же не выход.
Каждый день к пункту таможенного контроля прибывают новые фуры.
ТАМОЖЕННЫЙ БЕСПРЕДЕЛ
Многим пришлось задержаться на СВХ на шесть–семь дней, но заветная очередь приближается очень медленно. Водители искренне сожалели, что решили проехать транзитом именно через территорию России.
– Я еду из Турции, а кто–то из ребят – из Питера, – рассказывает дальнобойщик Мавлюд РАГИМОВ. – Везде нормально проходили все досмотры и прочее. А вот приехали сюда, на отметку, и стоим. Если бы этот самый груз проехал, скажем, через Кавказ, через Грузию, а не через Россию, то никаких проблем бы и не возникло. Никто бы и не досматривал!
Дальнобойщики с готовностью показывают документы. Все положенные процедуры они прошли без лишних проблем – иначе бы никто и не прошёл ни одну границу.
– Это просто беспредел! – возмущается Мавлюд Рагимов. – Какой может быть досмотр? Это же таможенный союз, некоторых из ребят сама российская таможня и пломбировала. Люди Европу прошли, а тут не пускают. И ладно – мы, а вот есть те, у кого работают рефрижераторы, и даже они вынуждены стоять по пять–шесть дней. И не могут нам по–русски нормально что–то объяснить.
До Казахстана от Соль–Илецка рукой подать. Многие из водителей актюбинцы, они рассчитывали быстрее попасть домой, перемахнув жалкие (по сравнению с уже пройденным путём) две сотни километров – даже меньше.
КАЖДАЯ МИНУТА ДОРОГА
Особенно нелегки такие простои водителям рефрижераторов – машин, оснащённых специальными холодильными установками для поддержания определённой температуры. Как правило, они перевозят скоропортящийся товар, и каждый день буквально на вес золота.
– Существует такое понятие, как срок доставки грузов со скоропортящимся товаром, – объясняет водитель–дальнобойщик Сергей КРАСНОВ. – Я простоял пять дней. Чтобы груз не портился, нужно время от времени включать рефрижератор. Солярка тратится, улетает мгновенно: 70 литров в сутки. За пять дней простоя 4–х сотен литров как не бывало.
В машине Сергея Краснова – груз из Санкт–Петербурга. Его проверили в порту при получении, провели все необходимые процедуры, оформили в качестве транзитного и уже на границе с Казахстаном, непонятно зачем и почему, не запускают.
– Им объясняешь, что отметки есть, досмотр есть, но не пускают, – жалуется Сергей. – Третий день у меня сломался рефрижератор, продукты портятся. Вот у меня документы, а отдать их некому – окошко закрыто и не открывают. Там всё прошли, вот печати стоят – всех цветов радуги. Вот и хожу третий день к начальнику с бумагами, прошу принять мои документы срочно, войти в положение. Но она отказывает, говорит, что у неё давление 180. Вот как, скажите, связаны эти факты?
ВРЕМЯ ИДЁТ, ТОВАРЫ ПОРТЯТСЯ
На то, чтобы фуры добрались из Санкт–Петербурга в Актобе, даётся две недели. При этом учитывается, что водитель обязан соблюдать режим труда и отдыха, однако с графиком водителей никто не считается.
– Проходим все необходимые процедуры, санитарный контроль, приходим к границе, а тут стоим, – говорит Сергей Краснов. – В субботу–воскресенье они не работают, в пятницу – только полдня. В день пропускают, получается, только три–четыре машины.
Пока счастливчики стараются как можно быстрее разобраться с нововведениями и пройти досмотр, остальные проводят дни у собственных автомобилей.
– У меня в документах указана заявленная стоимость – десятки тысяч долларов, – утверждает Сергей. – А условия какие? Ни пандусов, ни подъездных путей. Сам СВХ ничего предоставить не может, всё остальное, что есть, – это шабашники, им отдельно платить надо. А дальше что будет? Ударят морозы, и груз уже при досмотре портиться будет.
А ВЫ ПОМАЛКИВАЙТЕ
Водители не скрывают, что была бы их воля, они бы ни на день не задерживались в пункте таможенного контроля.
– Это же не наша прихоть, что мы тут стоим, – говорит дальнобойщик Алексей МИХАЙЛИДИ. – Чего нам здесь делать? Можете просто пересчитать, сколько тут машин стоит. Любой груз, который приходит из Европы, досматривается россиянами.
По словам Алексея, почти 99% из тех, кто застрял в те дни в Соль–Илецке, – актюбинцы. Дом совсем близко, но добраться до него – задача не из простых.
– У них нет разницы, скоропортящийся это продукт или нет, – рассказывает Алексей Михайлиди. – Вот у человека холодильник барахлит уже которые сутки. Мы ей, начальнице, говорим, все вместе просим, но она твердит, что у неё давление 180. Говорит, что раз уж она на работу выходит, то и мы можем помолчать. А про нас никто не думает! Может быть, у нас тоже давление! Кого это интересует?
НЕ ДОСМОТР, А ГОЛОВНАЯ БОЛЬ
К одному автомобилю приставлено сразу несколько человек. У водителей требуют не только сопутствующие документы, но и вскрывать пломбы на фурах.
– Открыть и закрыть пломбу на фуре – это большая головная боль, – сетует Алексей Михайлиди. – Во–первых, нарушается температурный режим. Если мы сейчас пломбу откроем, то она как минимум часа три ещё открытая будет держаться. Температура изменится, всё потечёт.
Многие товары и вовсе требуют особых условий хранения. Например, те же самые бананы после того, как вскрыт замок, хранятся не больше пары дней, после чего начинают стремительно портиться.
– Раньше было быстро, полчаса–час занимало, – вспоминает Олег Федоренко. – Встали, посмотрели, в компьютер данные вбили и поехали. Теперь надо вытащить каждую коробку, каждую коробку взвесить. Нам говорят, что надо вытаскивать минимум 10% процентов груза обязательно, а дальше – на усмотрение сотрудников. А у меня, допустим, и вовсе металлические станки. Что нам–то делать?
ВРЕМЯ ПРОДЛИМ, НО МАШИНЫ НЕ ПУСТИМ
Водители грузовых автомобилей пытались выяснить, что к чему, однако внятных и чётких объяснений не получили.
– К кому ни подойдёшь, никто ничего не знает, как будто эти люди не с нашей планеты! – возмущается дальнобойщик Максим. – Таможенникам прислали подмогу, а они даже не знают, куда печати ставить. То выпускали в день по четыре машины, а теперь выпускают две, потому что приходится попутно ещё и новоприбывших обучать всем премудростям.
Тем временем у каждого поджимают сроки. Продукты и лекарства без должных условий приходят в негодность, заказчики настаивают, что товар должен быть доставлен в срок. В случае с крупными перевозчиками недовольных клиентов берёт на себя компания, а что делать мелким частникам?
– Ладно ещё, что фура принадлежит фирме, – говорит Максим. – А если бы это была моя собственная? Существуют же сроки. Вовремя не доставил – никто не будет платить, это большие убытки.
Да и у товара есть свой срок годности, с которым стоит считаться даже больше, чем с разгневанными заказчиками. Попытки договориться с работниками зоны таможенного досмотра доходят до абсурда. Водители не скрывают удивления и смеха:
– Мы им рассказываем, что срок годности поджимает, а они нам: «Мы вам продлим!». Это что получается? Какая–то многопрофильная организация. Ещё и время продлевать умеют.
Статья 223. Обязанности перевозчика при таможенной процедуре таможенного транзита
При перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик, независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан:
1) доставить товары и документы на них в установленные таможенным органом отправления сроки в место доставки товаров, следуя по определённому маршруту, если он установлен;
2) обеспечить сохранность товаров, таможенных пломб и печатей, либо иных средств идентификации, если они применялись;
3) не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 1 статьи 222 настоящего Кодекса.
( Таможенный кодекс Таможенного союза. Глава 32. Таможенная процедура таможенного транзита)
Когда таможня даст добро?
После череды совещаний казахстанским грузоперевозчикам удалось помочь своим водителям проехать через границу, однако специалисты уверены, что не стоит радоваться заранее.
ПРОЧЬ ИЗ ТАМОЖЕННОГО ПЛЕНА
После нескольких дней бессмысленного простоя на российско–казахстанской границе, терпение дальнобойщиков лопнуло, да и представители казахстанских транспортных компаний забили тревогу. Когда стало ясно, что на словесные жалобы российская сторона реагировать не собирается, в ход пошли фотографии и видеозаписи, сделанные самими водителями на мобильные телефоны.
Вскоре к попыткам вызволить из таможенного «плена» казахстанских водителей присоединились союз международных перевозчиков Казахстана, национальная палата предпринимателей, министерство по инвестициям и развитию РК, министерство транспорта и многие другие. Последовала череда встреч и совещаний, в результате которых всё–таки удалось расшевелить представителей российской таможни: днём 10–го сентября значительная часть фур покинула Соль–Илецкий таможенный пункт. По словам водителей, на этот раз им удалось получить заветную печать без полного досмотра.
НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В союзе международных автомобильных перевозчиков Республики Казахстан КазАТО меры, принятые сотрудниками внутренних таможенных органов России, считают противоправными.
Полный досмотр транзитных грузов в Казахстан проводится с 3–го сентября 2015–го года таможенными органами, расположенными в непосредственной близости от российско–казахстанской границы. Речь идёт не только о таможенном пункте в Соль–Илецке: грузовые автомобили стоят в очередях по всему периметру границы между двумя государствами.
– КазАТО считает действия российских таможенных органов грубым нарушением таможенного законодательства Таможенного союза, – заявляют официальные представители союза международных автомобильных перевозчиков Казахстана. – Нарушаются статьи 32–й главы данного законодательства. По правилам предполагается сквозной транзит товаров до места назначения без применения таможенного контроля, то есть полного досмотра.
СПЛОШНЫЕ УБЫТКИ
Сложившаяся ситуация негативно сказывается на всех казахстанских предприятиях, занимающихся перевозкой грузов в международном масштабе. Нововведения буквально мешают транспортным компаниям корректно выполнять заказы клиентов. Перевозчики несут не только финансовые убытки, связанные с необходимостью оплачивать простои, но и моральный ущерб, так как нарушается имидж компании.
Распоряжение по поводу досмотров транзитных грузов было выдано Федеральной таможенной службой России.
– Существует распоряжение ФТС о проведении 100% таможенного досмотра грузов при выезде с территории России вблизи с государственной границей Казахстана. Машины досматриваются в одностороннем порядке, задерживаются на несколько дней. Эти проверки таможенные службы учинили, несмотря на то, что транзитный груз уже тщательно досматривался при въезде в Россию, – говорят в КазАТО.
ВСЁ ТОЛЬКО НАЧИНАЕТСЯ
Распоряжения ФТС сулят огромные затраты для перевозчиков, которые предусмотреть заранее никто не мог. Несколько дней стоянки могут обойтись минимум от 15 до 40 тысяч рублей.
Сомнению подвергаются и условия, в которых содержатся машины: сотрудники таможенной службы проводят полный досмотр фур, перевозящих скоропортящийся товар, хотя им должны предоставлять особые условия, чтобы груз не портился.
Часть автомобилей уже прошли таможенный контроль и прибыли на территорию Казахстана, однако о полной победе пока говорить слишком рано:
– Планируется проводить расширенную коллегию, в которой примет участие оперативный штаб при министерстве транспорта. Пока вопрос продолжает оставаться нерешённым. Ещё раз подчеркнём, что досмотр проводится даже несмотря на то, что груз уже прошёл проверку при въезде в страну, а сотрудники таможенных служб видят нетронутые пломбы. Да, говорят о профилях риска, в связи с которыми следуют тщательнее проверять товары, но сколько машин ни проверяли ни один из них не подтвердился. Ни один! Будут ли дальше проводиться досмотры на периметре государственной границы России с Казахстаном, пока неизвестно. Этот вопрос мы только решаем. Слишком рано говорить, что всё прекратилось…
Актобе – Соль–Илецк
Ксения ВИШЕНИНА,
Фото автора