Нельзя говорить о том, что в советской школе не было недостатков. Так сказать, перегибы на местах существовали везде и всегда, но в целом среднее и высшее образование эпохи недостроенного коммунизма считалось лучшим в мире.
Времена изменились. Мы живём в век глобализации и развитых информационных технологий. Как это сказалось на современной средней школе? Обо всех преимуществах и новациях нынешнего образования мы неоднократно слышим на совещаниях и конференциях. Хотя указываются и отдельные недостатки. Но основная часть проблем, как у айсберга, остаётся где-то под поверхностью информационного поля. А неопределённость всегда порождает нервозность.
О подводных камнях современной средней школы рассуждает ветеран педагогического труда Мария БАЛЯБИНА.
ДЕТИ НЕ ХОТЯТ УЧИТЬСЯ В ШКОЛЕ?
Честно говоря, у меня в последнее время складывается мнение, что многие дети просто не хотят учиться. Возможно, это лишь моё субъективное мнение. Но послушаем педагога с большим стажем работы.
– Да, многие дети не хотят ходить в школу. В основном это касается малышей. Старшеклассники, конечно, понимают, что им необходимо образование, – говорит Мария Харлампиевна. – Сейчас большой дефицит учителей начальных классов. Ученики младших классов идут не столько в школу, сколько к учителю. Именно от педагога зависит, полюбит ребёнок школу или нет. Но начальную школу лихорадит без конца – каждый год новые учебники для того или другого класса. А ведь учебники недешёвые. Хотя родители стали приспосабливаться, покупать/продавать учебники б/у за полцены. Однако из-за постоянных переизданий некоторые книги продать уже невозможно. Поэтому родителей это беспокоит и нервирует. А эта нервозность передаётся детям.
ПЕРЕХОДЯЩЕЕ ЗНАМЯ
– Мне, как ветерану образования, не нравится тот факт, что наша школа с марта стала как переходящее красное знамя – передаётся из рук в руки. Директора нет. Назначается и.о. (исполняющий обязанности), через 1-2 месяца приходит другой и.о.. В городе несколько школ с аналогичной проблемой. Это неправильно, – сетует педагог. – Так происходит, наверное, потому, что нет резерва руководящих кадров. Что мешает иметь этот резерв, чтобы школу сразу определять в руки? В России, кстати, проводится конкурс среди учителей. Но не на должность именно директора, а в резерв руководящего состава. Этот конкурс довольно серьёзный. В случае появления вакансии руководитель назначается из резерва. И у нас можно создать такой резерв. Привлечь ветеранов-директоров школ для работы с резервом. Ведь у них огромный опыт. Они могут работать и хотят быть востребованными.
НЕОПРЕДЕЛЁННОСТЬ ВСЕГДА УГНЕТАЕТ
– В нашей школе до сих пор нет директора, а ведь начинается новый учебный год, – продолжает учитель. – Поэтому случается у нас и такое, когда вся нагрузка (учебные часы) у педагога приходится на первую смену, а классное руководство – на вторую. А ведь за это распределение отвечает руководство школы. У нас в коллективе какое-то неопределённое состояние. А его не должно быть. Раньше по окончании учебного года мы знали, кто какой класс берёт и в какую смену. Бывали, конечно, некоторые коррективы в августе. Сейчас же какая-то несогласованность. Учитель должен знать заранее свою нагрузку. И родители также должны знать заранее, кто классный руководитель и в какую смену ребёнок будет учиться, чтобы как-то спланировать внешкольное обучение. У нас, правда, очень хорошо в мае проводили четвероклассников в пятый класс. Провели выпускной утренник и познакомили детей и родителей с классными руководителями. Это замечательно!
С САНПИНОВСКИМ ПРИВЕТОМ!
Многие родители, безусловно, помнят скандалы по поводу 20-минутных перемен в прошлом учебном году. Из-за этого дети, обучавшиеся во вторую смену, приходили домой после 8 часов вечера. Сия инициатива исходила от комитета по защите прав потребителей, который, в свою очередь, руководствовался санитарными нормами и правилами (СанПиН).
– У нас переуплотнённая школа, а СанПиН предписывают, чтобы ученики 1, 5, 9 и 11 классов учились только в первую смену, – рассказывает Балябина. – Бедное руководство не знает, как решить это в условиях переуплотнённой школы. Приходится перераспределять нагрузку. Естественно, это влияет на психологическое состояние учителя. По поводу 20-минутных перемен вот что хочу сказать. Это предписание СанПиН для односменной школы. Да, это хорошо – ребёнок пришёл к 8-00 в школу. Чтобы он не уставал, после второго урока 20-минутная перемена. В следующую такую большую перемену можно сходить в столовую или погулять в школьном дворе. Но для двухсменной и к тому же переуплотнённой школы – это неприемлемо.
А СЕГОДНЯ В НАШЕЙ ПРОГРАММЕ…
Есть у Марии Харлампиевны свои нарекания как к самой школьной программе, так и к качеству учебников. Точнее, к их содержанию.
– Что сейчас плохо в школьной программе? Да то, что она постоянно меняется, – высказывает своё мнение ветеран-педагог. – Вот я – учитель русского языка. Например, правописание частиц «ни» и «не» не поменялось. Однако в программу закладывается меньшее количество часов. Вместо прежних 6 часов в неделю на русский язык даётся только 3 часа. Получается, на то, чтобы освоить тот же объём русского языка, даётся в два раза меньше времени. Приходится крутиться, как можешь. Где-то даже дополнительно позаниматься, потому что ребёнок должен освоить тему. Если ребёнок ушёл, и у него осталась тысяча вопросов, то он дома не сделает ничего по предмету. И это будет накручиваться, как снежный ком. В математике известно, что дважды два – четыре. Однако в школьной программе внимание уделяется не столько чистой математике, сколько оформлению задач с разными стрелочками и тому подобным. Учителя собирают родителей, чтобы обучить их этим премудростям.
МА-МА МЫ-ЛА РА-МУ
– В советское время был хороший букварь. Сейчас он уже изменился. Я замечаю, что дети стали хуже читать, – констатирует Балябина. – Если родители занимаются дошкольным образованием своего ребёнка – он читает неплохо. А если в первый класс приходит нечитающий ребёнок, то ему очень тяжело приходится. Что такое неусвоение чтения? Это неусвоение остальных предметов.
Учебники сейчас очень хорошего качества с прекрасной полиграфией. Но в них масса ошибок. Например, в учебниках по русскому языку не всегда даются все случаи по правописанию на определённую тему. Мы никогда не выбрасываем старые учебники. Используем, как дополнительные учебные пособия российские учебники. В отечественных учебниках правила и примеры даются не в полном объёме. И это касается не только учебников по русскому языку.
С другой стороны хочу отметить, что современные дети стали, говоря молодёжным языком, продвинутыми. Они с компьютером на «ты», умеют добывать нужную информацию. Но читать стали гораздо меньше.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото автора