Почему ученье - мученье?
18 декабря 2013 года | ||||
Казахстанские школьники – самые загруженные в мире. При этом отнюдь не факт, что они получают качественные знания. Ни отечественные учебники, ни сама система нынешнего общего среднего образования просто не могут дать детям полноценных знаний. К таким выводам пришёл автор монографии «Качество образования в мире и в Казахстане» президент Академии педагогических наук Казахстана Аскарбек Кусаинов. На днях профессор побывал в Актобе и ответил на вопросы педагогов, родителей и журналистов. | ||||
УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ И УЧИТЬСЯ
Начну с самых шокирующих данных, которые приводит Аскарбек Кусаинов. Оказывается, чтобы усвоить школьный материал полностью, казахстанскому школьнику необходимо учиться 24 часа в сутки. Просто выучить всё, что считают необходимым разработчики школьной программы, нереально физически. Причём не только подростку, но и взрослому человеку.
– Таковы исследования учёных. Просто усвоить всё необходимое не получится. Дело в том, что с 80–х годов в стране объём школьных знаний начал увеличиваться. В СССР существовали так называемые учебно–методические объединения, каждое из которых пыталось включить в школьную программу новые направления по своей специфике. То есть математики – своё, физики – своё и так далее. В результате мы не заметили, как настолько увеличили нагрузку, что она оказалась выше возможностей детей, – объясняет Аскарбек Кусаинов.
– Выходит, в школах готовят невротиков? Может, поэтому здоровье нынешних школьников оставляет желать лучшего?
– Мы должны говорить не о том, что было, а о том, что будет. А будет другое образование, которое ориентировано на результат и на формирование «основ компетенций». Это совершенно другая постановка задач. Сейчас, когда большая работа проводится по созданию стандартов 12–летнего образования, мы должны учесть это и уменьшить нагрузку. При этом меняется и сама концепция образования. Должна быть начальная, средняя и старшая школа. Это во всём мире так, по такому принципу работают все. Как это будет реализовано у нас, не знаю.
– Если говорить о двенадцатилетке, то не получится ли так, что время обучения увеличится, а качество так и останется на низком уровне?
– Разработчики стандартов должны всё учесть и не допустить этого. Прежде всего, должен браться во внимание мировой опыт. Казахстан уже участвует в международной оценке качества системы образования. Поэтому в принципе должны работать на улучшение показателей. А пути достижения – это перенять хороший опыт других стран.
– Мы в своё время получали советское образование. Что бы там ни говорили, я лично весьма им довольна: знания были качественными и обширными. Не получится ли так, что мы будем ориентироваться на западную модель и утеряем то ценное, что имели при Союзе?
– Нет, это не так. Было хорошо только до 80–х годов. Но потом объём знаний увеличился. И всё, что сейчас дают в школе, ни один ребёнок не может до конца изучить. Зайдите в 10 класс и спросите, все ли они предметы изучают с удовольствием? У каждого ребёнка этого возраста уже должно быть своё направление: гуманитарное, техническое либо естественно–научное. Зачем будущему технарю углубленно изучать гуманитарные предметы? Или будущему гуманитарию – физико–математические науки? Достаточно в среднем звене получить общее понятие. Так весь мир ориентируется. И не надо этого бояться: просто изучить опыт ведущих стран.
– Чтобы поднять уровень образования, прежде всего нужны качественные педкадры. Как вы считаете, всё ли у нас с этим благополучно?
– Об этом я писал в своей книге. Дело в том, что в период Советского Союза учительская профессия была в почёте. Преподаватели получали неплохую заработную плату, имели льготы и сельскую квоту. На педагогические специальности шли выпускники школ с высокими показателями, как и на другие престижные специальности. Однако ситуация резко изменилась с обретением независимости в силу объективных причин. Все эти годы, с одной стороны, происходил большой отток квалифицированных учителей из школ в другие сферы деятельности. Во–вторых, в школу приходили слабо подготовленные молодые учителя. В–третьих, система повышения квалификации учителей не работала должным образом. Это привело к снижению общего профессионального уровня учительских кадров. А без хороших учителей нет качественного образования. Это простая аксиома. Но в последние годы в стране ведётся целенаправленная работа по повышению зарплаты учительских кадров. В государственной программе развития образования РК на 2011–2020 годы сказано: к 2015 году приблизить среднюю заработную плату учителей к средней заработной плате в частном секторе.
Я ЗНАЛ, ЧТО МИНИСТР НЕ БУДЕТ МЕНЯ ЛЮБИТЬ
На прошлой неделе Аскарбек Кусаинов провёл встречу с актюбинскими педагогами в институте повышения квалификации педработников. Вопросов к академику оказалось немало, в том числе и по наболевшим темам. Например, почему при сокращении отведённых на предмет часов, программа странным образом, наоборот, усложняется. Так, по трудовому обучению количество часов сократили вдвое. При этом перед педагогами ставится задача помимо практических трудовых навыков давать школьнику ещё и основы финансовой грамотности. Как такое возможно при нагрузке 1 час в неделю, учителя не знают.
– У нас 72% необходимой практической деятельности и плюс ещё по новому стандарту обучение общей финансовой грамотности. «Как можно обучиться и получить на практике опыт всего за 1 час?» – недоумевают преподаватели этого предмета.
– Это общая беда. С таким вопросом обращаются преподаватели всех предметов. Я провёл сравнение учебных планов за шестилетнюю школу Японии и Казахстана. Оказалось, что казахстанские дети учатся больше всех в мире. Нагрузка огромная, но качество образования не соблюдается. Вы спросите, почему? Я веду занятия в академии. Предлагаю моим магистрантам и докторантам взять по выбору учебник и оценить его с учётом необходимых требований. Они отвечают, что 70% в учебниках – это «вода», которую можно убрать . А возьмём лучшие учебники мира, например, американские. Там по теме всего разворот, но есть всё: и материал, и оценка, и домашнее задание, и ссылки. А у нас текст темы размещён на 3–4 страницах, но эффекта нет. И это при том, что мы говорим, что образование должно быть ориентировано на результат!
Профессор считает, что причина в том, что нынешние казахстанские школьники сильно загружены изучением того, что им никогда не пригодится.
– Знаний надо дать столько, сколько может остаться в памяти, чтобы пригодилось в жизни и помогло. Именно поэтому мировая система образования построена таким образом: начальная, средняя и старшая школа. Начальная – это воспитательная школа. В Японии по этому поводу говорят: лучше воспитать хорошего человека, чем хорошего специалиста. Ведь хороший человек – основа всего. Второе звено – средняя трёхлетняя школа. Здесь даются общие знания по всем предметам. И далее – 3 года по профессиональному направлению. Если это будущий инженер, дайте ему углублённые знания по математике, если врач – поднатаскайте по биологии. Советская модель образования была хороша только до 1980–го года. В конце концов, сегодняшние школы дают такую нагрузку, что 90% дети просто не осваивают. 50% знаний остаются ненужными. В результате дети теряют свои лучшие годы в стенах школы бесполезно, – объясняет профессор.
Высказал свою позицию академик и по поводу единого национального тестирования. На его взгляд, такая система оценки знаний крайне непродуктивна.
– Мы всех учим по одной программе. Все ЕНТ одинаково сдаём. А такого нет ни в одной стране. Как можно будущему врачу, писателю, журналисту сдавать одно и то же ЕНТ? Такого больше нигде в мире нет. Если вы три года углублённо разные предметы изучали, о каком едином экзамене может идти речь? Это же просто смешно. Это мировой опыт, это не я придумал. И мы должны подойти с этой позиции. Нет такого, чтобы человек знал абсолютно все предметы.
Аскарбек Кусаинов считает, что при переходе на 12–летку многие моменты необходимо пересмотреть. Он даже предлагает создать отдельное министерство, которое бы занималось исключительно проблемами общего среднего образования.
– Я знал, что министр не будет любить меня за то, что я написал. Но я бы хотел быть крайне честным перед собой. Я считаю, что созрела необходимость заниматься отдельно школой. А для этого нужно создать отдельное министерство, – высказывает он свою позицию.
Алиса МАРИНЕЦ,
|