В принципе, ничего нового в этом нет. Ещё в далёком 1958 году в Женеве под эгидой ООН было принято «Соглашение об обеспечении детской безопасности в автомобиле». С тех пор европейские страны огромное внимание уделяют этой проблеме, производят и постоянно совершенствуют средства для безопасного передвижения детей в автомобиле. Например, в США, Израиле и многих странах Европы младенца даже из роддома не выпишут, пока папаша не предъявит специальное средство для транспортировки малыша.
То есть, практика не нова. У нас в продаже детские автокресла появились ещё лет десять назад, но как-то наш народ не особо спешил ими пользоваться, так как никаких штрафов за их отсутствие не полагалось.
Но в этом году случилось то, что когда-нибудь должно было случиться. Всё-таки мы стремимся к мировым стандартам. Зарплата бы наша так же стремилась к ним… Но сейчас не об этом.
НИЧЕГО ЛИЧНОГО – ТОЛЬКО ЗАКОН!
– С 7 января вступили в законную силу постановления правительства об утверждении ПДД, основных положениях, включающих перечень неисправностей и условий, при которых запрещается использовать транспортное средство. Согласно пункту 22.7 ПДД РК, запрещена перевозка детей до 12 лет на задних сиденьях мотоциклов, а также при отсутствии специального детского удерживающего устройства или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства, – говорит начальник отдела административной практики управления адмполиции ДВД Актюбинской области Ельтай ЖУМАГАЗИН. – Это могут быть ремни безопасности, площадь и степень закреплённости которых будут способствовать устойчивости положения ребёнка при экстренном торможении, либо при ДТП, чтобы ребёнок не получил травмы. А на переднем сиденье механического транспортного средства запрещается перевозить ребёнка до 12 лет при отсутствии специального детского удерживающего устройства.
По словам полицейского, на количество ДТП это вряд ли повлияет, но позволит уменьшить тяжесть последствий при столкновениях транспортных средств для детей, находящихся в них.
ЗЕЛЕНОГЛАЗОЕ ТАКСИ
А как быть со службами такси? Уже ходят слухи, что якобы службы такси отказываются перевозить пассажиров с детьми малыми. Накладны сии прибамбасы, однако.
– Закон одинаков для всех. Он распространяется не только на автолюбителей. Его также должны соблюдать и предприниматели, которые оказывают услуги в сфере пассажирских перевозок, – уверяет Ельтай Ануарович. – Они также должны приобретать удерживающие устройства для перевозки детей до 12 лет. Я узнал в интернете, что в Астане службы такси при приёме вызова будут выяснять, есть ли дети среди пассажиров, какого возраста. Следовательно, в зависимости от заказа, к клиенту выедет такси, специально оборудованное детскими удерживающими средствами. Значит, и в Актобе должна быть такая практика.
Не будем ходить далеко, а спросим самих работников служб такси. На прошлой неделе я вызвал такси. Когда ехал домой, то разговорился с водителем.
– Это бред какой-то! – возмутился Рустам. – Разве так можно поступать с таксистами? Вот представь, еду я на вызов. Там семья с двумя или тремя детьми. Где я столько кресел наберу? Куда мне их девать, эти кресла? В багажник? А багаж куда?
Хотя в самих службах такси к моему вопросу отнеслись более спокойно и аргументировано. Большой проблемы в новом положении ПДД там не увидели, но и готовность закупить кресла тоже не высказали. Честно говоря, сначала я решил немного спровоцировать диспетчера, спросив, могу ли я заказать такси, а ехать надо с маленьким ребёнком.
– Можно ли у вас заказать такси? Правда, я с маленьким ребёнком.
– Такси у нас можно заказать, даже если вы с маленьким ребёнком, – говорят в диспетчерской службе такси «ТТ». – Никаких проблем нет.
Здесь, конечно, играть в кошки-мышки не было никакого смысла.
– Скажите, а есть ли у вас кресла для перевозки детей или другие удерживающие устройства?
– Вопрос пока ещё решается. Вместо кресел, скорее всего, мы будем устанавливать адаптеры ремня безопасности для детей. Ведь кресла необходимы лишь для перевозки детей на переднем сиденье.
– Это слишком дорого?
– Дело даже не в том, что это слишком дорого. Мы могли бы установить в каждую машину по одному креслу. Но поймите, что зачастую такси заказывают семьи, где больше одного ребёнка. Хорошо, поставим мы два-три кресла, отвезём маму с детьми. Следующий заказ: трое взрослых людей направляются в аэропорт или на вокзал. У них багаж. А в багажнике находятся кресла. И что делать? Если бы была отдельная служба такси, которая занималась перевозкой взрослых с маленькими детьми, тогда всё было бы идеально. Но мы ведь перевозим разных клиентов. Поэтому каждый раз монтировать/демонтировать детское кресло – это быстрый износ того же кресла. В дорожной полиции нам сказали, что можно использовать специальные удерживающие средства (ремни, адаптеры) вместо кресел.
С таким же провокационным вопросом я обратился ещё в одну службу такси и получил следующий ответ.
– Заказать такси, если вы едете с маленьким ребёнком, у нас можно. Мы никогда никому не отказываем в перевозке. Правила дорожного движения, согласно которым нужны специальные удерживающие устройства для детей, только ввели. Поэтому наши водители пока ездят без таковых, – поясняют в службе такси «Лидер». – Да и не во всех службах такси сейчас они есть. Все наши ребята в курсе, что введены такие новшества в ПДД. Обязательно на наших машинах будут установлены либо кресла, либо другие удерживающие устройства для перевозки детей. Они будут установлены во всех службах такси нашего города.
ЭХ, КАК ВСЁ ДОРОГО!
После того, как в конце декабря было озвучено, что теперь детишек нельзя перевозить в авто без специальных удерживающих средств, в Казахстане (Актобе не является исключением) разгорелся настоящий ажиотаж.
Детские автолюльки и автокресла, а также бустеры и адаптеры подорожали в магазинах Актобе в полтора-два раза. Ну, как говорится, спрос порождает предложение. Если специальное кресло для перевозки ребёнка стоило в нашем городе в пределах 7-20 тысяч тенге, то сегодня их цена взлетела до 12-85 тысяч тенге в зависимости от фирмы-производителя и конструкции. Самые дорогие – это, конечно, кресла системы «Isofix», которые обеспечивают большую степень безопасности, чем кресла ременного крепления.
Ещё месяц назад все эти аксессуары пылились на прилавках магазинов и рынков. Но после 27 декабря прошлого года, когда было официально объявлено о вступлении в силу с 7 января 2015 года новых ПДД, благодаря бешеному спросу на данный товар, цены на детские удерживающие устройства взлетели до предела «мама не горюй». Пипл хавает – бизнес процветает. Так ещё и дефицит в этом плане стал проявляться. Сметают автолюбители с прилавков как дорогие, так и не очень аксессуары, дабы возить малышню в авто своём.
– Кресла, которые продаются сейчас в магазинах – дорогие. Я это от многих слышу, – рассказывает заместитель начальника управления адмполиции Ерлан АЛТЫНБАЕВ. – Вчера одна женщина рассказывала, что у неё два ребёнка. У меня она спросила: «Что лучше купить, кресла или удерживающие устройства?». Ну что я мог ответить? Если ребёнка перевозить на переднем сиденье, то, конечно, детское кресло. Если на заднем сиденье, то можно приобрести специальные удерживающие устройства. Они и стоят гораздо дешевле.
ЗАХОЖУ Я КАК-ТО В МАГАЗИН…
В конце прошлой недели мы провели мониторинг пяти торговых точек нашего города. Цены, конечно, кусаются, а особого выбора-то и нет. Побывали на рынке «Көл-Авто», в магазинах «Симба», «Marwin», а также на рынке «Шыгыс» и в гипермаркете «Дина».
Например, адаптеры, которые ещё до Нового года стоили не более 2.000 тенге и никому особо не были нужны, сейчас идут влёт, как горячие пирожки, по 3.500-4.000 тенге. Это на рынке «Көл-Авто». На «Шыгысе» и вовсе предлагались по 4.800. Хотя сами продавцы говорили, что адаптер – это несерьёзно, и вряд ли он спасёт ребёнка от травм во время экстренного торможения. Но стоит относительно недорого и спасёт водителя от штрафа.
Хотя те, кто действительно заботятся о безопасности своего ребёнка, подбирают нормальные детские кресла. И не потому, что боятся штрафа, а потому, что заботятся о своём чаде.
– Вот хожу, выбираю нормальное детское автокресло, – говорит Александр, рассматривая товар. – Что-то качество не очень, а цены «хорошие» (20-25 тысяч тенге). А мне кресло обязательно нужно. Мы с дочкой к бабушке в посёлок ездим каждую неделю. О безопасности детей нужно заботиться в первую очередь. Я в интернете читал про бустеры и адаптеры. Адаптер – это вообще ни о чём. Его можно использовать только в том случае, если автомобиль движется со скоростью не выше 50 км/ч. Если скорость будет выше, то при экстренном торможении ребёнок получит травмы вплоть до перелома шейных позвонков.
КАЖИСЬ, РАСКУПИЛИ
В гипермаркете «Дина» автокресла были, да сплыли. В смысле, расхватал народ данные удерживающие средства по цене 15.000 тенге. Работница гипермаркета пообещала, что на следующей неделе кресла будут по цене от 3.000 до 13.000 тенге. Правда, я не совсем понял, что это за кресло может быть по 3.000 тенге? Ну да ладно. Поехали дальше.
В магазине «Симба» бустеров уже в продаже не было. Самая дешёвая автолюлька стоила 12.700 тенге. Самая дорогая – 39.000 тенге. Но с учётом 50%-й скидки её цена составила 19.500. Ну, там где-то немного грязненькая она была, поэтому и скидка. А вообще только эти две люльки в продаже и были. Кресла тоже были. Но дешёвых аксессуаров здесь уже не было. Цены: от 29.900 до 57.000 тенге. Кресла системы «Isofix» стоили от 84.000 до 87.000 тенге.
В магазине «Marwin» тоже автокресла хорошо разобрали, несмотря на высокие цены. Осталось только два кресла по цене 42.000 и 85.000 тенге («Isofix»). Бустеры кончились. Завоз будет только в феврале.
На рынке «Шыгыс» кресла стоили от 16 до 18 тысяч тенге. Естественно, китайского производства. Честно говоря, постучав по сиденью и услышав звук пластика, как-то не особо поверил, что ребёнку будет комфортно в нём находиться. А при первой кочке даже не знаю, что будет с пятой точкой чада, особенно с копчиком. Вот такая картина маслом.
САДИТЕСЬ ПО РАНЖИРУ, ПО ВОЗРАСТУ И ЖИРУ!
В зависимости от веса и возраста ребёнка автомобильные кресла делятся на несколько основных типов. В группу 0+ также входят автолюльки для самых маленьких. Они предназначены для перевозки детей в лежачем или полусидячем положении.
ЕЩЁ НЕМНОГО ПО ТЕМЕ
Хочу напомнить тем, кто ещё не знает: если ребёнок выше 135 сантиметров и его масса больше 36 килограммов, то он может быть пристёгнут в салоне автомобиля обыкновенным ремнём.
Люлька с младенцем на переднее сиденье ставится против направления движения. Кстати, если вы сажаете ребёнка на переднее сиденье, то обязательно отключите на этом месте подушку безопасности.
Прежде чем приступать в выбору детского автокресла, нужно внимательно осмотреть свой автомобиль. Если ли у вас штатные ремни безопасности на заднем сиденье? Предусмотрена ли в машине возможность крепления «Isofix»? Система «Isofix» позволяет жёстко прикрепить автокресло к кузову машины, для этого в спинке автомобильного сиденья вашей машины должны быть специальные дужки, за которые цепляются крепления «Isofix», расположенные на детском автокресле. Если эта система в вашей машине не предусмотрена, то выбирайте кресла, которые крепятся с помощью штатного ремня безопасности. Если же у вас нет штатных ремней безопасности на задних сиденьях (и такое бывает), то отправляйтесь в сервисный центр, где их вам установят. Технологически возможность их установки предусмотрена во всех автомобилях.
ОГНИ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Ещё одна фишка новых правил дорожного движения – это включённые фары во время движения в населённом пункте. В смысле ближний свет, «противотуманки» или ходовые огни.
Водители бурчат по этому поводу, дескать, забывают днём включать ближний свет. У кого новые авто с принудительным включением ходовых огней при старте, то вопрос отпадает сам собой. Как быть забывчивым водителям? Самый простой метод: напишите памятку «Пристегнуть ремень, включить ближний свет» и прикрепите её на приборную доску.
Либо сделать upgrade своего авто. Самое новомодное и недорогое удовольствие – поставить светодиодные ходовые огни. Как сказали в СТО автоцентра «Кө-Авто», их установка занимает от 40 минут до 1 часа, смотря какая модель авто. Стоимость работы от 3 тысяч тенге.
– Правда, сейчас светодиодные ходовые огни подорожали, – поясняет специалист по маркетингу автоцентра «Көл-Авто» Рафаэль МАМБЕТОВ. – Сейчас их стоимость от 4-5 тысяч тенге и выше. Можно, конечно, сделать и так, чтобы при включении зажигания на старой автомашине автоматически включался ближний свет, но это будет дорогое удовольствие.
Работники СТО подтвердили слова Рафаэля. Для этого нужно приобрести специальный блок, который стоит от 15.000 тенге и выше (плюс дорогостоящая работа). Короче, овчинка выделки не стоит. Но теоретически возможно.
А свет в городе не забывайте включать. Ибо придётся расстаться почти с 10.000 тенге (5 МРП).
Владимир БУРЬЯНОВ,