Отправленного полгода ждут
Если случайно влезть в одну-две не своих ячейки в супермаркете посылок (но ничего не прихватить, вы не подумайте!), то можно уже на глаз определить, что большинство мелких пакетов, бандеролек и посылок идут к нам из Китая. Платформа «Алиэкспресс» пленила всех, заставляя тратить кровно заработанные денежки на всякую ерунду.
Отправляется эта самая ерунда почтой Китая, и стоит отметить её главную черту – непредсказуемость. Никогда не знаешь, какой сюрприз она принесёт на следующий день. Во-первых, трек-номера, по которым должно отслеживаться отправление, порой в системе указываются как несуществующие. Для надёжности не стоит полагаться на один только сайт с функцией отслеживания, лучше изучить несколько. Ещё лучше – чтоб они были тоже китайскими, а с переводом надписей на ссылках компьютер поможет.
Во-вторых, Китай – это такая страна, которая находится везде. Рядом с китайским адресом где-то в глубинке на пакете может гордо значиться страной отправления Грузия. Или Эстония, или Индия, или даже Австралия. Знали бы в Грузии, что у них где-то есть свой собственный Сиань!..
В-третьих, если отслеживание всё-таки работает, заметьте, сколько мелких перевалочных и сортировочных пунктов проходит ваша посылка, прежде чем отправиться по адресу. Хоть ты поездом её отправляй, хоть авиапочтой, хоть курьером – эффект один.
Зато читать чудеса перевода на русский язык бывает очень даже весело:
«Уже уходишь?» – спрашивает программа, подразумевая, что посылка переехала из одного почтового отделения в другое.
«Остановись, рядом остановка», – философски сообщает трекер, указывая, что пакетик задерживается в центре сортировки.
«Был получателем, обнял», – сентиментально значится на сообщении с границы между странами. И сразу ругаться не хочется, что посылка долго идёт. Зато её обняли!
Покатаюсь, столицу посмотрю…
Хотя рекордсменом и легендой скорости всегда была и остаётся Почта России. Чтобы занять тех, кто дожидается своих отправлений, почтальоны наших северных соседей придумали и книгами торговать, и пивом – вот только на скорости это никак не сказывается.
Небольшой практический эксперимент показал, что небольшая открытка из Санкт-Петербурга в Актобе может идти 75 дней. Причём авиапочтой. Даже если самолёт не взлетал, а просто катился по земле – и то быстрее бы вышло.
Письмо из Саратова в Актюбинск и вовсе побило все рекорды ожидания. Оно гуляло где-то ровно полгода, плюс-минут одна неделя. Видимо, на помощь почтальонам всё-таки пришли не шустрые дроны, а обыкновенные улитки.
Вполне возможно, что чудеса скорости как-то коррелируют с чудесами логистики. Опустим то, что отправление из Кореи может быть напрямую отправлено самолётом в Казахстан: вот оно попало в систему почты России, и всё. Месяц можно не дожидаться.
Из Сеула почему-то коробочка отправляется в Казань, где успешно гостит недельку. Потом начинает всё-таки шевелиться, но немного не в ту сторону – и добирается до московского аэропорта Внуково. Из Внуково почту надо переправить в Домодедово. Около 50 километров пути почта преодолевает ещё недели за полторы. Сразу вспоминается бородатый анекдот о том, как письмо застряло в Москве, потому что "первый раз оказалось в столице".
А уж после ещё двух недель поездки из Москвы в Алматы то, что отправление внезапно отправилось для начала в Актау, учишься воспринимать спокойно. Пусть катается, море посмотрит.
А мобильник ты купить не забыл?
Внутри же страны с отправлениями, через каких бы операторов они ни доставлялись, основная проблема в повальной тяге к цифровизации.
– Не знаете телефон? Точно? – десяток раз переспрашивает оператор почтового отделения прежде, чем отправить письмо.
Логика тут понятная: нет номера телефона – не к чему привязать номер отслеживания. Уведомления о том, что пришла посылка, в бумажном виде домой больше не носят. Можно получить либо смс-ку, либо звонок, либо сообщение в одном из мессенджеров от ботов. Если бот работает, конечно – в январе, например, почтовые боты в Казахстане просто отдыхали и на команды никак не реагировали.
А история начинает походить на замкнутый круг, разговор с оператором поддержки превращается в повторение одних и тех же фраз. Чтобы отслеживать посылку, надо указать номер. Если номер не указан, уведомление не придёт. Звоните в отделение сами и узнавайте. А лучше – вводите номер телефона в программу и… И так до бесконечности.
При этом не слишком понятно, что делать тем, кто мобильными телефонами и интернетом не пользуется. Например, пенсионерам – далеко не все они хорошо с техникой ладят, а регулярно звонить в отделение просто могут забыть.
На этом фоне порой случаются парадоксальные ситуации: приходит человек за посылкой, а ему её не отдают, потому что сроки вышли – и её нужно отправить обратно. Даже если получатель уже нашёлся, а посылка перед глазами! В таких случаях на почте посоветовали не поднимать панику, предоставить документы и объяснить свою ситуацию. Проблемы пообещали постараться решать в индивидуальном порядке.
Хаб! – и отправили
Также у тех, кто часто пользуется почтовыми услугами, массу вопросов вызывает крупный сортировочный хаб, который относительно недавно открылся в Актобе. Тогда объяснили, что наличие этого центра поможет значительно сократить скорость доставки.
– Сейчас в Казахстане работают 2 хаба: в Алматы и Астане. Ранее большая часть посылок доставлялась сначала в сортировочный центр Алматы, теперь отправления из стран Европы и СНГ будут сортироваться и проходить таможенный контроль сразу в Актобе. Это сократит сроки доставки посылок до адресатов до 6 дней и снизит нагрузку на логистический центр в Алматы, убрав еще один транзитный пункт обмена почты, – рассказала исполнительный директор по почтовому бизнесу АО "Казпочта" Сауле ЕГЕМБЕРДИЕВА.
Однако на деле наличие хаба (жалуются актюбинцы) не так уж и сильно сказывается на работе. Всё равно посылки из России почему-то сначала летят в Москву, а уже оттуда – в Актобе. Да и в самом сортировочном центре отправления могут проводить по два-три дня, прежде чем их перенаправят дальше. Приехать и просто так забрать свой пакет с сортировки, к слову, тоже нельзя. Только ждать.