Число казахстанских школьников, выбирающих российские вузы, не снижается. В 2014 году из 6.502 выпускников единое национальное тестирование проходили 4.508 школьников, что составило 69,3%. В 2013 году процент учеников, сдающих ЕНТ, был 69,2%. Однако, несмотря на то, что оставшееся число составляет почти треть учеников, заместитель руководителя управления образования Актюбинской области Жания ИСАТАЕВА говорит о популярности казахстанских вузов:
– В связи с расширением и открытием новых университетов в Казахстане можно говорить о том, что местное образование не уступает зарубежному, а в чём–то даже превосходит. Несмотря на стабильное количество учеников, которые не сдают ЕНТ, не стоит забывать, что среди них есть не только будущие студенты зарубежных вузов, но и те, кто решил поступить в колледж или не смог присутствовать на тестировании по состоянию здоровья. Больше половины абитуриентов всё равно предпочитают учиться на родине. Тем не менее, мы поддерживаем всех учеников. С прошлого года ведётся большая работа по профориентации. В Актобе приезжают представители различных зарубежных вузов, со странами которых есть специальные договорённости, проводят разъяснительную работу среди школьников, рассказывают, как можно поступить в их заведение. Особенную активность проявляют представители университетов Оренбурга, Ульяновска, Саратова. Если ученика заинтересовала та или иная специальность, то он может не сдавать ЕНТ.
Я НЕ БУДУ СДАВАТЬ ЕНТ!
С чем связан интерес к зарубежному образованию?
Не секрет, что многие родители стараются отправить своих детей учиться за границу. По мнению большинства из них, в этом есть сразу несколько плюсов: во–первых, обучаясь за рубежом, вдали от родителей, ребёнок становится более самостоятельным, во–вторых, как правило, он начинает говорить ещё на одном языке, ну, и самое главное – получает качественное образование.
Значительным плюсом к поступлению в вуз соседней страны, по мнению некоторых школьников, является избежание сдачи ЕНТ. В Казахстане выпускники могут поступить в вуз лишь по результатам единого тестирования, в то время как в российских университетах абитуриенты представляют аттестат и сдают вступительные экзамены по старой системе.
Актюбинец Ерлан, один из абитуриентов, считает, что экзамен легче сдать в письменном виде: «Мне тяжело показывать свои знания в формате тестирования. Я лучше покажу их в более свободной форме. Так я избегаю лишнего напряжения, стресса. В то время, как все обеспокоены национальным тестированием, я готовлюсь к конкретным заданиям вступительного экзамена. Считаю, что так у меня больше шансов поступить».
По мнению директора репетиторской школы «Мугалим» Юлии САВЧЕНКО, отсутствие единого национального тестирования не является первопричиной поступления в российские вузы:
– Система ЕНТ работает более 10 лет, это эффективная форма сдачи экзамена. Дети готовятся, сдают, поэтому не думаю, что многие школьники хотят избежать именно этот процесс. Здесь всё индивидуально: из ряда причин я выделяю недостаточность специальностей, представленных в Казахстане, а именно в нашей области. Ведущие университеты в западной части можно сосчитать по пальцам. Поэтому очень многие дети едут в крупные города Казахстана и в российские университеты. В последние нашим абитуриентам поступить проще, чем в другие зарубежные заведения. В первую очередь, это обуславливается общим языковым пространством: абитуриенту не надо тратить время на его изучение, как это происходит в случае с другими странами. Ребята после школы поступают сразу на первый курс. Среди актюбинских школьников я отмечаю большую склонность к гуманитарным, творческим профессиям. Многие выпускники нашей школы учатся в Санкт–Петербурге на интересных специальностях, таких, как «режиссура», «кино–фото–документалистика».
ГДЕ ОБУЧИЛСЯ, ТАМ И ПРИГОДИЛСЯ?
Казахстан и Россия. Обе страны уже в Евразийском экономическом союзе. А это не только свободный обмен товарами, капиталом и рабочей силой, но и гармонизация образовательного пространства: двойные дипломы бакалавров и магистров, обмен студентами и т.д. Тем временем всплывает очевидный вопрос: вернётся ли на Родину специалист, обучившись в чужой стране, с которой существует надёжное транспортное сообщение?
Как считает студентка второго курса тюменской государственной медицинской академии Алия, для казахстанских студентов перспектив больше на родине:
– Выбирая зарубежный вуз, большинство ориентируется наличием той или иной специальности. Я выбрала сразу несколько университетов, где обучают нужной мне профессии, и подала документы через интернет. Считаю, что в России хорошее образование, но вот работать я планирую в Казахстане. Получая знания в разных странах, мы создаём свою базу профессиональных кадров.
В репетиторской школе «Мугалим» считают также:
– Почти все наши выпускники, получив образование в России, возвращаются домой, и находят свою нишу. Иван Толстых окончил университет в Санкт–Петербурге по специальности «Руководитель театра моды». Сейчас он в Актобе, дорабатывает дизайн собственного магазина стильной обуви. Ещё одним не менее ярким примером самореализации на Родине является история актюбинца Владимира Меркушева. Он окончил Санкт–Петербургский политехнический университет, после чего устроился на работу в сфере IT–технологий в том же городе. Спустя три года он со своей женой и ребёнком переехал в Астану и нашёл отличную высокооплачиваемую работу с обеспечением жильём. Сейчас он по–прежнему живёт и работает в Казахстане. К слову, за тот же период времени Владимир вряд ли достиг бы таких успехов в России.
НАМ ГДЕ ПОЛУЧШЕ, ДА ПОДЕШЕВЛЕ
Ещё одним фактором по–прежнему остаётся невысокая стоимость образования. С валютными изменениями этот год особенно радует родителей, решивших отправить своё чадо на учебу в соседнее государство.
В текущем учебном году участие в пробных тестированиях принял 5.051 школьник Актюбинской области, что составило 79,3% всех абитуриентов. С 2010 года министерство образования и науки России ежегодно выделяет по 155 грантов для граждан Казахстана. Впрочем, даже на коммерческой основе, образование в российских учебных заведениях обходится родителям абитуриентов на порядок дешевле. В непростой для многих финансовый период на первый план выходит рациональный подход к инвестициям в образование, и особое значение приобретает оптимальное сочетание цены и качества образовательных услуг.
Из 37.000 казахстанцев, получающих образование за рубежом, 26.000 учатся в России. В стремлении этих актюбинских школьников к благополучному будущему ЕНТ не сыграл большой роли. Рассчитывая на собственные знания или родительские капиталы, выпускники разными путями идут к одной цели – престижному образованию и успешной карьере.
Где лучше получать высшее образование?
|
Гульназ АЖБАГАМБЕТОВА, программист:
– Лично я получила высшее образование в родном городе Актобе. Это мой выбор, но я не осуждаю абитуриентов, стремящихся получить высшее образование в других странах. Если бы мне предложили обучение на бюджетной основе за рубежом, с удовольствием согласилась бы.
|
|
|
Тойлаш ТУРГАНБАЕВА, воспитатель в детском саду:
– Это палка о двух концах. С одной стороны, хотелось бы, чтоб дети наши учились здесь. А с другой, студенты уезжают и получают знания за границей. Они набираются опыта той страны, привозят что–то новое: знания, технологии, другой подход к работе. И если каждый из них будет вносить эти нововведения, то нам от этого хуже не станет.
|
|
|
Арыстан ТУРЕХАНОВ, эколог:
– Я считаю, что наши школьники должны получать образование на родине. Исходить, в первую очередь, из того, какие специальности сейчас популярны. Казахстанская система образования ничуть не хуже других стран. У нас достаточно хорошие условия для обучения. Как говорится, где родился, там и пригодился. А в чужой стране ты всегда будешь иностранцем.
|
|
|
Данияр ИРЖАНОВ, авиадиспетчер:
– Я очень положительно отношусь к тенденции обучения за рубежом! Если человек стремится получить качественное образование и имеет возможность обучения в лучшем вузе, то нужно использовать этот шанс. Это расширение границ кругозора, новые знания. Пусть казахстанцы прославляют наш народ по всему миру!
|
|
|
Нуржан ТУРГАНБАЕВ, автомеханик:
– Обучение за рубежом, это, конечно, очень престижно. Среди моих знакомых очень много людей, отучившихся в России в хороших вузах. Сейчас большинство из них остались жить и работать там, где они получили образование. Так мы теряем специалистов. Одно дело, если человек обучился профессии и вернулся на Родину, чтобы работать во благо нашей земли. И совсем другое, если человек уезжает и забывает свою родину – этим я недоволен.
|
|
|
Дильназ МУХАМБЕТОВА, пенсионерка:
– Студенты за границей бывают двух типов. Те, кто действительно хотят выучиться – не просто получить диплом, а стать отличными специалистами, думают об этом ещё в школе и сдают экзамены на отлично. Другие просто едут «подальше от родителей», а не учиться. Абитуриенты со стремлением к знаниям поступают потом на грант и учатся абсолютно бесплатно, помимо этого живут в общежитии и получают хоть и не большую, но всё же стипендию. Другие вкладывают родительские деньги в бюджет чужой страны и втридорога снимают жильё. О какой учёбе может идти речь?
|
Сэсэг АЙТБАЕВА,