Образовательные недостатки
Качество современных учебников в РК не ругал ещё только ленивый. И, пожалуй, ещё сами авторы книг их не ругают, а только и успевают, что оправдываться. И если наличие «пусек бятых» в учебнике русского языка удалось более–менее объяснить взбудораженным родителям, сославшись на легендарную в филологических кругах глокую куздру лингвиста Льва ЩЕРБЫ, то отсылки к шоу «Вечерний Ургант», неожиданные географические ошибки и математические просчёты никого не порадовали.
Даже министр образования РК Куляш ШАМШИДИНОВА призналась, что над учебниками надо ещё работать и работать. Правда, несколько в другом ключе, нежели поиск фактических и логических ошибок.
– Я не говорю о том, что качество низкое или слабое, – объяснила министр. – Речь идёт о том, что образование должно соответствовать современным требованиям. В последнем послании главы государства было сказано об актуализации учебных программ. Мы как раз таки рассматриваем актуализацию на уровне среднего образования. К примеру, у всех на слуху финское образование, где детей обучают на основе концептуального обучения. Есть STEAM–обучение, то есть интеграция таких предметов, как математика, информатика, химия, физика и биология. За счёт этого можно добиться каким–то образом сокращения нагрузки на детей. Нужно, чтобы предметы не дублировали друг друга, а развивали детей.
Учебники есть, но мы их вам не покажем
Одним словом, в министерстве образования в очередной раз признали, что никто не без греха, а уж учебники – тем более, и отправили книжки, предназначавшиеся для детворы, на доработку. На этот раз сотрудники ведомства среагировали оперативно: в руки детям и родителям учебные пособия попасть не успели, а значит, если и были там ляпы, то никто из посторонних их в глаза не увидел и в сеть не выложил.
Стоит отметить, что учебники были возвращены на доэкспертизу впервые в истории страны. По крайней мере, так заверила министр.
– Буквально в этом году, на днях завершила работу экспертная комиссия. И республиканская комиссия, рассмотрев результаты экспертной комиссии, определённое количество учебников допустила к учебному процессу, – заверила Куляш Шамшидинова.
Что же касается остальных книжек, то их исправят. При этом ни авторов, ни названия предметов чиновники не называют – защищают составителей из последних сил. Кто хочет принимать более деятельное участие в решении судьбы учебников, может записаться на общественные читки. О них в министерстве образования пообещали сообщить отдельно.
В любом случае, по словам представителей ведомства, основная загвоздка вовсе не в уровне грамотности, а в новой системе образования и новых стандартах. Никто за этими стандартами просто–напросто не поспевает.
– Учебник – это лишь один из инструментов обучения детей, – напомнила Куляш Шамшидинова. – При новых стандартах идёт подготовка как учительских кадров, так и экспертов, так и авторов. Поэтому в один день авторы, наверное, не смогут перестроиться. Как видите, есть определённые недостатки.
Новая эпоха, новые требования
Так или иначе, а современные учебники зачастую вызывают массу критики не только из уст экспертов и практикующих педагогов, но и родителей, которые специального образования не получали, но всё равно замечают многочисленные ошибки и ляпы. Сложно сказать, виноваты ли новые стандарты в том, что для выполнения упражнения по русскому языку надо проанализировать монолог мамонта Марнфреда из «Ледникового периода», задачка по математике выдаёт парадоксальные результаты, а исторические даты варьируются от составителя к составителю.
Возможно, доля вины и есть в изменениях и встрясках, но даже в таких условиях едва ли можно пропустить во время читки учебников орфографические ошибки и подтасовку фактов.
– Нельзя сказать, чтобы учебники были совсем ни на что не годные, – рассуждает учитель русского языка и литературы Карлыгаш ШАМЕНОВА. – Они новые, адаптированные под современные реалии. Я работаю с семиклассниками – самый сложный возраст. Им по учебникам советского образца, например, учиться было бы скучно, потому что они не представляют эпоху, многое для них звучит дико и наивно, что ли. У них другое мировосприятие. Хотя, конечно, перегибать палку и сводить весь образовательный процесс к ютубу и смайликам нельзя. Надо искать золотую середину. У меня в кабинете, например, стоит в шкафу дюжина старых учебников с упражнениями. Все дети приучены, что иногда мы берём задания оттуда, никто не спорит. Да и почему нет? Задания там добротные.