Новый Казахстан – новая Конституция
– Считаю, что изменение Конституции через всенародное голосование станет яркой демонстрацией народного волеизъявления, – сказал глава государства. – Референдум позволит каждому гражданину принять непосредственное участие в решении судьбы страны и укрепит наш курс на всестороннюю демократизацию и построение Нового Казахстана.
«Эврика» представляет читателям основные моменты Основного закона, которые подвергнутся корректировке.
Недра принадлежат народу, но не каждому из нас
Записано:
Статья 6, пункт 3
«Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
Предлагается:
Статья 6, пункт 3
«Земля и её недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы принадлежат народу. От имени народа право собственности осуществляет государство. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом».
Комментарий: Норма о том, что именно народ является хозяином всех природных богатств территории страны, появится в Конституции Казахстана впервые. Но это совсем не означает, что каждый казахстанец получит дивиденды от добычи полезных ископаемых.
– Земля, недра, богатства растительного и животного мира, безусловно, принадлежат народу. Во многих странах это положение существует, просто в разных формулировках, – считает доктор юридических наук Ермек АБДРАСУЛОВ. – С другой стороны, трудно представить, что каждый гражданин сам будет распоряжаться недрами земли, это приведёт к хаосу, беспорядку. Поэтому в системе управления есть государство.
Смертная казнь исчезла из Конституции
Записано:
Статья 15, пункт 2
«Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь устанавливается законом как исключительная мера наказания за террористические преступления, сопряжённые с гибелью людей, а также за особо тяжкие преступления, совершённые в военное время, с предоставлением приговорённому права ходатайствовать о помиловании».
Предлагается:
Статья 15, пункт 2
«Никто не вправе произвольно лишать человека жизни. Смертная казнь запрещается».
Комментарий: Смертная казнь применялась в Казахстане как исключительная мера наказания. С 1 января 2004 года в республике действовал мораторий на смертную казнь.
В начале 2021 года Казахстан ратифицировал «Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах». Эти поправки предполагали сохранение смертной казни только за особо тяжкие преступления, совершённые в военное время.
29 декабря 2021 года президент Токаев своим указом полностью отменил смертную казнь.
Президент покидает партию
Предлагается:
Статью 43 дополнить пунктами 3 и 4
«3. На период осуществления своих полномочий Президент Республики Казахстан не должен состоять в политической партии.
4. Близкие родственники Президента Республики Казахстан не вправе занимать должности политических государственных служащих, руководителей субъектов квазигосударственного сектора».
Комментарий: – Такая норма, кто помнит, была в основном законе в 1990-х, – говорит политолог Данияр АШИМБАЕВ. – Но потом в нулевых годах её отменили, позволяя президенту лично руководить «Нур Отаном»… В последние годы одиозность партии росла. Выходом из этой ситуации стали её перезагрузка, ребрендинг, праймериз. В этом году Токаев предложил переименовать «Нур Отан» в Amanat, чтобы полностью снять негативный шлейф. И вместе с тем, как я это представляю, президент решил дистанцироваться от партийного процесса.
Президент всегда был выше партии, и мнение партии его не особо интересовало. В условиях же последних 3 лет, когда должности президента и лидера партии были разъединены, президентская вертикаль потеряла интерес к партии, а центральный аппарат и фракция в мажилисе практически не пересекались. Nur Otan перестал быть фетишем. И понятно, что даже в перезагруженном виде и переименованная в Amanat эта партия всё равно остаётся пропрезидентской, пусть глава государства и не хочет связывать себя с ролью партийного лидера.
– В норму о запрете близким родственникам президента занимать высокие посты в государстве президент закладывает тот смысл, который предполагает полную политическую нейтральность, исключение неформальных, внеправовых связей, семейных связей, чтобы принципы меритократии утверждались наконец-то в нашем обществе, – считает доктор юридических наук Индира АУБАКИРОВА. – Когда поменяются правовое сознание и наши правовые установки, может быть, эта норма в дальнейшем будет переформулирована в ином значении. Но на данный момент это абсолютно верное решение.
Депутатов мажилиса станет меньше
Записано:
Статья 50, пункт 2
«Пятнадцать депутатов Сената назначаются Президентом Республики с учётом необходимости обеспечения представительства в Сенате национально-культурных и иных значимых интересов общества».
Пункт 3
«Мажилис состоит из ста семи депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом».
Предлагается:
Статья 50, пункт 2
«Десять депутатов Сената назначаются Президентом Республики, пять из которых – по предложению Ассамблеи народа Казахстана».
Пункт 3
«Мажилис состоит из девяноста восьми депутатов, избираемых в порядке, установленном конституционным законом по смешанной избирательной системе: по системе пропорционального представительства по территории единого общенационального избирательного округа, а также по одномандатным территориальным округам».
Комментарий: Выборы в мажилис ранее проводились именно по одномандатным округам. Затем – по смешанной системе, когда 10 мажилисменов из всего состава нижней палаты избирались по партийным спискам. А уж потом мажилис полностью стал избираться по партийным спискам. Теперь же политическое поле Казахстана вновь возвращается к представительству в мажилисе как избранных по партийным спискам, так и выдвиженцев по избирательным округам.
Депутата можно отозвать
Записано:
Статья 52, пункт 5
«Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:
1. выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран;
2. прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран».
Предлагается:
Статья 52, пункт 5
«Депутат Мажилиса Парламента лишается своего мандата при:
1. выходе или исключении депутата из политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом он избран на основе партийного списка;
2. прекращении деятельности политической партии, от которой в соответствии с конституционным законом депутат избран на основе партийного списка;
3. отзыве избирателями в порядке, определяемом конституционным законом, депутата, избранного по одномандатному территориальному избирательному округу».
Комментарий: Казахстанские избиратели получат право прямого избрания депутата Парламента, но и его отзыва.
Аким один, а кандидатов – двое
Предлагается:
Статья 87, пункт 4
«Президент Республики предлагает не менее двух кандидатур, по которым проводится голосование. Кандидат, набравший большее количество голосов депутатов маслихатов, принявших участие в голосовании, считается получившим согласие».
Комментарий: Это, конечно, не прямые выборы акимов населением, но уже не исключительно назначение. Причём, предложение двух кандидатур на голосование проводится только на выборах акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
Назарбаев останется Основателем страны
Записано:
Статья 88, пункт 4
«Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления, а также основополагающие принципы деятельности Республики, заложенные Основателем независимого Казахстана, Первым Президентом Республики Казахстан – Елбасы, и его статус являются неизменными».
Предлагается:
Статья 88, пункт 4
«Установленные Конституцией независимость государства, унитарность и территориальная целостность Республики, форма её правления, основополагающие принципы деятельности Республики, а также статус Первого Президента Республики Казахстан как Основателя независимого Казахстана, являются неизменными».
Комментарий: Эта статья вызвала наибольшее обсуждение в обществе.
– Первый президент Республики Казахстан – это основатель независимого Казахстана. То есть этот статус будет определён, – считает доктор юридических наук Ермек Абдрасулов.
– Камнем преткновения был статус первого президента и соответствующий Конституционный закон, который вызывал недовольство даже у соратников Назарбаева, – говорит политолог Данияр Ашимбаев. – Он частично распространил иммунитет на его родственников, что привело к политико-правовой путанице, и в какой-то степени узаконил активные экономические манёвры со стороны некоторых лиц в последние годы.
Назарбаев остаётся Назарбаевым, но без формальных полномочий и титула вождя.
Что ещё изменится в Основном законе?
НЕТ ТАКОЙ ПАРТИИ!
Военнослужащие, сотрудники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи не могут состоять в партиях и выступать в поддержку какой-либо из них.
Теперь к ним добавятся председатель и члены Центральной избирательной комиссии и Высшей аудиторской палаты.
ПРЕЗИДЕНТ НЕ ВМЕШИВАЕТСЯ
Президент не сможет отменять или приостанавливать полностью или частично действие актов акимов областей, городов республиканского значения и столицы.
ГОССЕКРЕТАРЯ БОЛЬШЕ НЕ БУДЕТ
Счётный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета будет преобразован в Высшую аудиторскую палату. А вместо должности государственного секретаря будет введён пост государственного советника.
ВЕРХОВНЫЙ СУД – НЕ САМЫЙ ВЕРХОВНЫЙ
Конституционный Совет трансформируют в Конституционный Суд. Если человек не найдёт правды в Верховном суде, как последней инстанции, он может обратиться в Конституционный Суд, который определит, нарушены ли конституционные права гражданина.