Ни гвоздя, ни жезла
Работа с риском для жизни и здоровья, действия по уставу и исключительно в рамках закона, мат, угрозы и понты водителей – это лишь часть службы инспекторов дорожной полиции.
| |||
Старший лейтенант Дауренбек Жидеханов проверяет документы у водителя - виновника ДТП. | Старшине Ерлану Нурудилову необходимо выяснить все подробности аварии, чтобы составить схему происшествия.
| ||
23 ноября дорожная полиция Казахстана отметит 20–летие со дня основания. Чтобы самим почувствовать, как служится инспекторам, корреспонденты «Эврики» накануне юбилейной даты отправились на улицы Актобе вместе с группой, выезжающей на дорожно–транспортные происшествия.
СУТКИ НАПРОЛЁТ
7:30 В управлении дорожной полиции проводится инструктаж нарядов инспекторов перед заступлением на службу, личный состав знакомится с информацией об оперативной обстановке: количество ДТП, произошедших накануне, ориентировки на угнанные машины, приметы преступников, находящихся в розыске.
8:00 Экипажи получают табельное оружие и отправляются на свои маршруты. Журналистов определили в группу, в составе которой дежурный инспектор УДП старший лейтенант Дауренбек ЖИДЕХАНОВ и инспектор УДП старшина Ерлан НУРУДИЛОВ. Так получилось, что на дежурство мы заступили в день, когда утром прошёл первый обильный снегопад.
– Дорога скользкая, – замечает Дауренбек Жидеханов. – В такую погоду водителю нужно быть предельно внимательным, тише ехать и думать о том, как поведут себя на проезжей части его коллеги.
– Смена у нас продолжается с 8:00 и до 8 часов следующего утра, – объясняет Ерлан Нурудилов. – После этого полагается двое суток выходных, но отдохнуть полноценно 48 часов получается не всегда: после дежурства нужно ещё сдать материалы по ДТП. Информацию о произошедших дорожно–транспортных происшествиях нам передают по рации.
Как рассказал инспектор, в среднем за смену приходится оформлять до 10 аварий. По регламенту отводится 20 минут, чтобы добраться до места столкновения машин. На практике соблюсти это требование не всегда удается. Свои коррективы, как правило, вносит погода. В дождь, снегопад, гололёд, когда экипаж ещё не выехал, в его «копилке» уже собирается несколько ДТП. Вот и получается: пока оформляется первое столкновение, остальные ждут своей очереди.
– Иногда попадаются такие трудные водители, что не можешь добиться подписания всех необходимых документов, – говорит Дауренбек Жидеханов. – Или драку затеют друг с другом – приходится разнимать.
НИЧЕГО СЕРЬЁЗНОГО
11.30 Экипаж подъезжает к заправке «Синойл» на проспекте Нокина, что у кольца ГМЗ. Водитель «Тойоты» пытается что–то объяснить дорожным полицейским, эмоционально жестикулируя. Через несколько минут инспекторы возвращаются в машину.
– Здесь ничего серьёзного не случилось, – объясняет Дауренбек Жидеханов. – По словам водителя, якобы камень вылетел из–под колёс встречного автомобиля и попал в лобовое стекло его машины. Скорее всего, вам уже к обеду надоест кататься с нами: сплошная рутина, ничего интересного. Вам бы с дознавателями поездить! Они выезжают на аварии с пострадавшими. А с нами ни крови, ни искореженных в хлам машин не увидите. Только незначительные ДТП, в которых необходимо побыстрее убрать с дороги автомобили, чтобы освободить проезжую часть.
11:55 Экипаж прибыл на дорожно–транспортное происшествие, случившееся на Курсантском шоссе, неподалёку от оптового рынка. Здесь столкнулись «десятка» и ЗИЛ. Инспекторы опрашивают участников и очевидцев аварии и составляют схему произошедшего.
Как выяснилось, водитель ЗИЛа приехал из Хромтау за углём. Загрузившись, он выехал с территории топливного склада и решил развернуться. Не пропустил «Ладу», ехавшую по встречной полосе, и допустил столкновение.
– В данной ситуации нам всё ясно, – оформив необходимые документы, делится выводами старшина Нурудилов. – Хотя бывает, что одна мелкая авария может достать так, как не выносят мозг несколько крупных. Водители ругаются, скандалят, «поднимают на уши» всех своих знакомых. Сейчас сложнее стало работать, у самих водителей нет уважения друг к другу: каждый норовит подрезать, побыстрее проскочить перекрёсток.
– Водители, мягко говоря, нелестно высказываются о дорожных инспекторах и их работе. Как вы к этому относитесь?
– Мы уже привыкли, – ответил старший лейтенант Жидеханов. – Стараемся не обращать внимания. У нас работа такая, а людей не перевоспитаешь.
12:30 Авария у железнодорожного переезда в Авиагородке. Автомобиль «Mitsubishi Pajero» затормозил, чтобы пропустить машину, ехавшую по главной дороге, и его «догнал» не соблюдавший дистанцию на скользкой дороге «Volkswagen Passat». У первого слегка помят задний бампер, а у второго – разбита левая фара.
– Всех водителей–участников ДТП направляем на экспертизу на наличие алкоголя, такие заключения требуют страховые компании, - объясняет Ерлан Нурудилов. - Если шофёр явно нетрезв, мы сажаем его в свою машину и везём в наркологию.
– Из–за чего дорожно–транспортные происшествия случаются чаще всего?
– Как правило, из–за превышения скорости, несоблюдения дистанции и проезда на запрещающий сигнал светофора.
БУДЕМ ЕГО ЗАКРЫВАТЬ
Полноценно пообедать инспекторам на дежурстве удаётся не всегда, перекусывать приходится в промежутках между ДТП в кафешках, встречающихся по пути.
15:00 По рации поступила информация о том, что на улице Тургенева «Приора» столкнулась с «Тойотой». Едем по указанному адресу.
Без освидетельствования на алкоголь видно, что водитель «Приоры» нетрезв. Мужчина в штыки встретил инспекторов. Мало у кого в данной ситуации не сдали бы нервы. Но старлею и старшине наблюдать за такими «выступлениями» не впервой.
– Будем его закрывать! – сказал, как отрезал, Дауренбек Жидеханов.
Водителя, принявшего на грудь, посадили в полицейский автомобиль и отвезли в ГУВД. По постановлению административного суда ему теперь придётся провести 10 суток под арестом.
***
До вечера случилось ещё несколько ДТП. Инспекторы оказались очень душевными и спокойными ребятами, свою работу они выполняли со знанием дела. Пожелав друг другу ни гвоздя, ни жезла (инспекторы же тоже бывают обычными водителями), мы простились с ними. Снег валил всё сильнее, а значит, работы у инспекторов прибавится...
|