Нетехнический город
Другой же частью обратной стороны медали стало отсутствие квалифицированных преподавательских кадров и желания у детворы учиться. Данные две проблемы, скорее, относятся к творческим кружкам, но далеко не ко всем: например, музыкальных, танцевальных, художественных секций в Актобе предостаточно, и они способны охватить всех желающих. Но вот ситуация с не менее традиционными внешкольными кружками (авиа– и судомоделирование, астрономия) несколько плачевней. Также есть проблемы и в набирающей всё большую популярность робототехнике.
Открыть открыли, а дальше что?
– В нашем заведении имеется 53 кружка, – рассказывает директор «Академии творчества» Алмас СУЛЕЙМЕН. – В них обучается 2.500 учеников. Направленность не только музыкальная, танцевальная, изобразительная, спортивная, но и техническая: моделирование авто, самолётов, кораблей, роботов, технотория, астрономическое отделение. И у нас, если честно, ощущается нехватка преподавателей. Самым проблемным является авиамоделирование: там вообще учить сейчас некому. Последним был человек без диплома по требуемой специальности. Я уволил её, почти сразу как пришёл на свою должность (в сентябре прошлого года), потому что она не доказала своей компетентности, к тому же у неё изначально был только сертификат. Это приветствуется, но в её случае этого оказалось недостаточно. Считаю, что у преподавателей технических кружков всё-таки должна быть за спиной дипломная работа. А теперь вот с октября кабинет авиамоделирования у нас пустует, но конкурс объявили. Думаю, скоро найдём преподавателя. Правда, в последнем потоке в данной секции детей училось мало, что тоже проблема.
Наша академия является государственным предприятием, и нашими конкурентами в борьбе за привлечение детей являются частные школы. Они сейчас активно подают заявки на государственный творческий заказ (ГТЗ), а затем бесплатно начинают проводить обучение за счёт бюджетных денег. Благодаря наличию ГТЗ, кружков всё больше по городу появляется. Но и академия творчества старается не стоять на месте: открываем филиалы: в «Нур-Сити» и в отдалённых районах, планируем строить технопарк, для которого уже разработан проект, и сумма строительства должна составить 60.000.000 тенге.
AliExpress в помощь
Одним из главных источников преподавательских кадров для технических кружков является городской центр технического творчества. И, как отмечают некоторые из тамошних выпускников, помимо дефицита кадров и учеников, новоиспечённая секция может столкнуться и с нехваткой запчастей.
– Учителей действительно мало, но вот у обучающихся проблем лично в моём кружке нет, – говорит преподаватель по судомоделированию в академии творчества Рахат КАДРАЛИЕВ. – У меня обучается около 70 детей. Большую часть материалов нам предоставляет академия за счёт государства, однако моделирование судов отличает от той же робототехники то, что здесь требуется много ручной работы самих учеников. Модель корабля неспроста так называется: это уменьшенная в масштабе точная копия реального судна. Корпуса, палубы, мачты, отдельные более мелкие детали ученики создают собственными руками путём резки и прочего из дерева, пластика и так далее. На создание одной модели может уйти год, чтобы её потом можно было достойно представлять на конкурсах. Однако есть также и электрические составляющие: например, аккумуляторы и радиоприёмники для дистанционного управления. Вот с этим возникают проблемы в нашем кружке: приходится заказывать отдельно из Китая и ждать по несколько месяцев, но, благо, нам удаётся спланировать все сроки так, что мы укладываемся к началу какого-либо турнира и подходим к нему с полностью готовыми работами. Часто в этом деле нам помогают родители учеников: они за свои средства самостоятельно (по нашей наводке) находят и приобретают нужное.
Современные дети не хотят быть рукоделами, поэтому популярность моделирования падает на фоне роста желающих познавать ту же робототехнику: ведь в ней для создания творения нужно собирать уже готовые составляющие, что проще.
К технике приучать с детства
Технические специалисты уверены, что помимо создания кадровой базы нужно также налаживать и школьную подготовку детей,
– Я веду кружки астрономии, робототехники, астрофизики, заведую научно-исследовательской лабораторией для детей, – рассказывает преподаватель «Академии творчества» Валерий КОГАЙ. – Мне помогает второй преподаватель: с ним мы разделили детей с казахским и русским языком обучения. По робототехнике у меня обучается около 25 детей. Преподавателей мало: согласно последним правилам, в робототехнических кружках только лица со специализацией «IT-технология и робототехника в школе», однако такого микса в наших университетах не преподают, вот в чём проблема. Либо же они должны получать сертификаты по той же смешанной специализации на каких-нибудь областных или республиканских семинарах, через которые тоже практически никто не проходит. В вузах пора бы уже создать факультеты по данной смешанной специализации. С астрономией та же ситуация: там нужны кадры со знаниями и астрономии, и астрофизики. Таких, к сожалению, пока готовят только в Алматы, и к нам их выпускники ехать не торопятся.
Для детей начальных классов тоже бы не помешало проводить техническую подготовку на базе школы: организовать классы по технотории (развитие мелкой моторики рук), чтобы им потом было легче возиться с техническими элементами. Причём может подойти и обучение рисованию кисточками, лепка, конструирование танков и других мелких моделек, то есть то, что в стенах школ весьма реально проводить. А в среднем и старшем звене такие обученные дети уже могут браться и за более сложные технические задачи: программировать, создавать промышленных роботов с интеллектом, и так далее. Между такими обученными школьниками уже можно будет в дальнейшем и турниры устраивать, хотя бы в рамках города, чтобы повышать их уровень знаний ещё больше.