Не езда, а головная боль
Велосипеды и скутеры – первое, что приходит на ум тем, кому надоели пешие или автомобильные странствия. Но также в моду в нашем городе возвращаются самокаты. Правда не те, на которых в былые годы детвора разъезжала по дворам, протирая обувные подошвы о землю. В последние пару лет людей всё больше начинает привлекать электросамокат, на котором водитель с деловым лицом капитана морского судна пересекает один перекрёсток за другим.
«Не самокат, а карета»
Новенький электросамокат в нашем городе купить не проблема, если, конечно, в кошельке есть лишние 75.000 тенге. Столько, примерно, стоит у нас самый дешёвый, цена же самых продвинутых (способных разгоняться до 100 км/ч) достигает 1.700.000 тенге. В условиях нашего климата не так уж и много актюбинцев пока готовы платить такие деньги за то, чтобы скрасить только летние деньки.
Зато уже не первый год в нашем городе функционируют службы по аренде данных двухколесных машинок. Самым популярным является мобильное приложение "Busy fly". Сервис действует в России, Беларуси, Армении и в нескольких городах нашей страны. Под его эгидой в Актобе доступны около 100 самокатов модели «Ninebot MAX». Максимально разрешённая нагрузка на такой агрегат составляет примерно 100 кг, а ёмкость аккумулятора позволит проехать до 30 км. Аренда через "Busy fly" обойдётся пользователю в 30 тенге в минуту при езде до 15 км/ч и в 35 тенге при езде до 20 км/ч. На основе 3.000 отзывов оценка приложения в интернет-магазине составляет 2 звезды из 5. И в целом горожане средне оценивают возможности сервиса, сетуя на слабую техподдержку, небольшое количество мест для парковок и прочее.
– В прокат через данное приложение решила заглянуть просто из интереса, – говорит молодая актюбинка Жанель. – Многие на них ездили и ездят, и мне хотелось тоже попробовать: узнать, действительно ли удобнее передвигаться на них, и вообще, как происходит процесс аренды. Проехала я, наверное, километра 2-3: от Аллеи любви до облакимата. Поначалу было довольно страшно ехать сразу на большой скорости (максимальная там, по-моему, 20 или 25 км/ч), но потом уже привыкла, приноровилась к управлению и спокойненько себе ездила, объезжала препятствия. До места назначения добралась за 10-15 минут. Оценку ставлю 3 из 5. Самокат достаточно удобен, чтобы доехать до места назначения, но меня немного не устраивает то, что некоторые люди не следуют правилам техники безопасности: могут кататься на одном самокате вдвоём-втроём, устраивают гонки и так далее.
Что такое электросамокат?
Проблемы соблюдения ПДД самокатчиками в этом году обсудили в правительстве. В начале июля в новом стандарте Казахстана – СТ РК 3769-2022 – дали толкование самому понятию "электросамокат". В документе указывается, что к электросамокатам относятся "электрические транспортные средства индивидуальной мобильности, имеющие 2 или 3 колеса, предназначенные для передвижения одного человека посредством использования электродвигателя (-ей), не имеющие сиденья, с максимальной конструктивной скоростью не более 25 км/ч".
Самокаты, разгоняющиеся выше обозначенной скорости, согласно новому стандарту, подчиняются уже техрегламенту Таможенного союза "О безопасности колёсных транспортных средств" и относятся к категории L. Причём для управления самокатами, что разгоняются быстрее 50 км/ч, нужны водительские права категории А1, как на мопед.
В стандарте отдельно сказано, что не допускается осуществлять модификацию каких-либо узлов электросамоката с целью увеличения максимальной скорости либо снятия установленного ограничения максимальной скорости. Кроме того, максимальный вес водителя и рост должны указываться в сопроводительной документации. Также электросамокаты не должны перевозить дополнительных пассажиров, буксировать другие транспортные средства (в том числе своих сородичей и прицепы с полуприцепами), возить грузы. Передвижение осуществляется водителем только в положении стоя.
Так как у производителей есть разные конструкции электросамокатов и типы привода, в стандарте их поделили на два основных вида: 2-колёсные и 3-колёсные. Как рассказали полицейские, до этого момента обозначить электросамокаты в ПДД Казахстана и в Адмкодексе не представлялось возможным, так как не было официального толкования, что именно относится к этим средствам индивидуальной мобильности.
Ехать некуда. Да ещё и накладно
Отдельной проблемой в нашем городе является отсутствие должного количества специальных дорожек для самокатов. В результате данный транспорт под управлением отдельных индивидуумов разгоняется до 60, 70 км/ч даже на пешеходных тропах: ну, а где ещё разъезжать таким водителям, если не по дорогам и тротуарам? В результате, при движении вместе с авто самокатчик подвергается риску быть покалеченным при малейшем манёвре более габаритных товарищей по трафику. А при езде по тротуару он уже сам становится угрозой пешеходам, мчась на большой скорости.
Контролем скоростного режима обладают как раз таки арендные самокаты того же «Busy fly». Вот только в Актобе на них не шибко разгуляешься. 2-колёсные агрегаты сервиса нужно оставлять только в специальных «синих зонах», чтобы можно было завершить аренду. Таковых у нас 40. Это самые людные точки города: ТРЦ «Керуен», рынок «Шыгыс», проспект Абилкайыр хана и прочие. Кататься можно только в разрешённой «белой зоне», примерно расположенной внутри прямоугольника «АЗФ – Жилгородок – «Болашак» – Колхозный рынок». Так что если кому-то захочется отправиться на «Батыс», 41-й разъезд или в «Нур-Актобе», то после «белой зоны» двигать самокат придётся по старинке – физическими усилиями, при этом ещё продолжая опорожнять свой карточный счёт на аренду. Да, собственно, и на сам ферросплавный завод ехать с рабочим визитом невыгодно: «синей зоны» для завершения аренды там не предусмотрено.
Средняя рыночная цена модели «Ninebot MAX» в Актобе – 450.000 тенге, так что клиенту следует весьма бережно относиться к арендуемому транспорту, дабы не платить потом солидные штрафы за поломку. А вот как не сломать данный агрегат в условиях езды по бесконечным кочкам и рядом с неадекватными автовладельцами, тема уже отдельная.