Мы забыли слово «плакать»
В минувший четверг в Казахстане был объявлен уже третий за последние 8 месяцев национальный траур. Причём за первые 20 лет независимости республики траур не объявлялся ни разу. | ||||||
В этот день даже небо стало ниже... | Дмитрий Соловьёв: «Мы сами решили помянуть тех людей из самолёта...»
| |||||
«Лебединое озеро» по телевидению, траурные почётные караулы у портретов покойного, скорбь на лицах прохожих, зачастую не деланная, а всамделишная… Так в Советском Союзе протекал официально объявленный траур. Преимущественно его объявляли по памяти скончавшихся руководителей партии и государства. В дни похорон Брежнева, Андропова и Черненко отменялись занятия в учебных заведениях, в полдень на 5 минут останавливалась работа всех предприятий и организаций, водителям автомобилей предписывалось давать сигнал клаксона. Казалось, вся страна, от мала до велика, скорбела по ушедшему в иной мир вождю. Подобных государственных и показушных похорон не удостоились Никита ХРУЩЁВ, поскольку был разжалован с поста первого секретаря ЦК КПСС и являлся, номинально, обычным советским пенсионером, и последний генсек компартии Михаил ГОРБАЧЁВ, поскольку, слава Богу, ещё жив.
ТРИ ЧЁРНЫХ ДНЯ.
Первый день траура был объявлен в Казахстане 5 июня в связи с гибелью 14 пограничников и егеря на пограничном посту «Арканкерген» в Алматинской области. Тогда Нурсултан НАЗАРБАЕВ назвал произошедшее террористическим актом. По его мнению, трагедия на посту не оставила равнодушным ни одного казахстанца.
Второй раз траур был объявлен перед наступлением нового года, 27 декабря 2012 года. За два дня до этого в 20 километрах от аэропорта Шымкента потерпел крушение ведомственный самолёт пограничной службы КНБ Казахстана. 7 членов экипажа и 20 пассажиров погибли. Среди погибших оказалась и супруга директора погранслужбы. У журналистов хватило такта не копать дальше тему – как на борту ведомственного военного борта оказалась супруга полковника Турганбека СТАМБЕКОВА. Хотя в другой ситуации это следовало бы и выяснить. Но не тот случай.
И вот – третий раз. 31 января 2013 года. Траур по 16 пассажирам и 5 членам экипажа пассажирского самолёта, упавшего на подлёте к Алматы.
НОРМАТИВЫ НА СКОРБЬ?
– Трагедия под Алматы должна показать, что никто не застрахован от нечаянной смерти, – говорит доктор философских наук Азимбай АСАРОВ. – Во многих странах траур объявляется в зависимости от количества погибших. После каждой автомобильной аварии траур ведь не объявляют. Вообще, вопрос очень щепетильный.
По неофициальной информации, в той же России федеральный общенациональный траур объявляется, если количество жертв трагического случая составляет больше 60. В иных случаях местные власти вольны объявлять местный траур. В Казахстане о такой регламентации ничего неизвестно.
– В последнее время трауры идут один за одним. Хотя ранее в истории постсоветского Казахстана трауры не объявлялись ни разу.
– Вот вопрос, – соглашается доктор Асаров. – Трагедия есть трагедия. Виновных в том, что она произошла, должны искать специалисты. А вот когда объявлять или не объявлять траур решается с помощью каких–то политических аргументов, – плохо. Тогда люди начнут рассуждать: «Там траур объявили, потому что власти не виноваты, а вот тогда не объявили, потому что власти имеют к трагедии какое–то отношение».
Так говорит Азимбай Асаров, когда его спрашивают, почему власти раньше не объявляли траура, хотя бы по Жанаозену.
О ПОГИБШИХ ЛЮТОЙ СМЕРТЬЮ.
Настоятелю храма святого князя Владимира отцу Дмитрию СОЛОВЬЁВУ политические нюансы, в принципе, нипочём. В четверг утром на литургии и в проповеди не единожды поминались имена погибших в авиакатастрофе. А затем батюшка отслужил панихиду по душам невинно погибших. Отец Дмитрий убеждает, что если бы власти на сей раз и не объявили траур, то церковь, в любом случае, отреагировала бы адекватно.
– Лётчики – самые смиренные люди, – делился отец Дмитрий с немногочисленными прихожанами, пришедшими утром в четверг в храм святого князя Владимира. – Лётчик никогда не может быть полностью уверен ни в себе, ни в самолёте, ни в других людях, от которых зависит его судьба. Сегодня мы молимся об упокоении наших братьев и сестёр, погибших лютой смертью.
Священник настроен пессимистично и считает, что с наступлением XXI века человечество преследует эра катаклизмов и мелких неприятностей.
– Мне кажется, мы идём по пути деградации, – высказывает он своё мнение корреспонденту «Эврики». – Расстрел пограничников, второй пропавший самолёт за месяц… А «Хромая лошадь» в Пензе, события в Бразилии? Происходят какие–то техногенные катастрофы, аварии по халатности людей. Люди гибнут без всякой цели. Наступивший век проявил себя как эпоха катаклизмов. Может, кара божья человечеству за то, что оно стало таким самоуверенным?..
БЕЗ РЕКЛАМЫ ИЛИ БЕЗ СОВЕСТИ?
В дни траура на законодательном уровне телекомпаниям запрещено транслировать любую рекламу и развлекательные передачи. Скрепя сердце, разрывающееся на части от осознания того, что целый день приходится молотить впустую, телебоссы снимают бездарные «шедевральные» продукты собственного производства с эфира и ставят на их место фильмы о войне. Нередко какой–нибудь многосерийный фильм гоняют целый день. Хотели скорбность? Как говорится, получите. В то же время инициатива Первого канала 9 мая отказаться от рекламы и посвятить весь день памяти солдат Победы редко на каком из казахстанских телеканалов находит понимание. Местные телеолигархи напрочь отказываются объявить День Победы днём без рекламы.
Отмена «несерьёзных» мероприятий, проводимых властями, и требование приспустить государственные флаги на половину флагштока – вот, собственно, и весь траур.
– Как должно вести себя общество? Траур на улице, кроме флагов, как–то ощущается?
– Это зависит от традиций данного общества, – уверен Азимбай Асаров.
– У казахов есть традиция – по пятницам печь жети–нан и угощать этим хлебом в память об умерших родственниках. Траур выпал на четверг. Быть может, стоило печь жети–нан? Чувствуется ли вообще сострадание по поводу гибели абсолютно незнакомых людей?
– Как поступить каждому – зависит исключительно от информированности человека и его внутренней культуры, – говорит доктор Асаров.
|