Мне бы в небо
Крупнейшая авиакомпания «Эйр Астана» давно создала себе положительный имидж среди путешественников. По качеству питания на борту она вошла в 10–ку лучших в мире. К обеду в простом экономе тут подаются металлические, а не пластиковые приборы и пиво, как в бизнес–классе, а на многих рейсах в подарок идут даже наушники в фирменной упаковке. Чтобы пассажиры не скучали в полёте, «Эйр Астана» запустила приложение, где на смартфоне или планшете можно посмотреть кино на выбор или послушать музыку. К праздникам клиентов ждут небольшие подарки, например, к Новому году все пассажиры получали красивую коробочку с несколькими конфетками. Особой «фишкой» некоторых рейсов стали встроенные в кресло планшеты, где уже заранее закачано несколько десятков фильмов в хорошем качестве и сотни музыкальных композиций. Теперь скучать на борту точно не придётся! Всё эти нюансы президент «Эйр Астаны» Питер ФОСТЕР перенял у лучших авиакомпаний у себя на родине.
Дама сдавала в багаж
Но такие приятные сюрпризы от перевозчика простому пассажиру обходятся недёшево. Тот же «Аэрофлот» готов доставить экономного туриста в нужный город вдвое дешевле. Правда, лететь придётся в неудобное время, а вместо сытного обеда на борту ждёт чёрствый бутерброд. К тому же, беготня по терминалам гигантского «Шереметьево» – сомнительное удовольствие, а большинство рейсов «Аэрофлота» выполняют печально известные «Суперджеты».
К сожалению, на таких мелочах приятное знакомство с «Эйр Астаной» и заканчивается. Питер Фостер не спешит вводить в устав авиакомпании юридические нормы, принятые в ЕС и США, а выбирает лишь те правила, которые выгодны перевозчику.
Сейчас «Эйр Астана» ввела новые правила провоза багажа. Прежде все сумки взвешивались вместе, и один человек мог взять в дорогу несколько чемоданов. Сейчас же приходится ограничиваться одной, но очень большой. Если чемоданов будет больше, то за каждый придётся доплачивать отдельно. Правила, касающиеся провоза ручной клади, остались прежними – 8 кг. Кроме того, продажа билетов без места в багажном отсеке запрещена только на внутренних рейсах. Путешественнику, отправившемуся за пределы Казахстана, возможно, придётся платить за багаж отдельно, ведь в 8–килограммовый рюкзачок влезет совсем немного.
5 минут-это много или мало?
Но главные неприятности ждут путешественника в случае задержки рейса. Не секрет, что для многих актюбинцев, как и для жителей других провинциальных городов страны, рейсы «Эйр Астаны» в Алматы и Астану являются состыковочными. Если ознакомиться с расписанием, то на пересадку на международные рейсы в южной столице у путешественников не более двух–трёх часов. Например, на один из самых популярных рейсов №911 «Алматы – Стамбул» пассажир из Актобе всего за полтора часа должен успеть пройти паспортный контроль и проверку при входе в международный зал. Тем самым опоздание даже на полчаса может быть очень болезненным.
2–го августа так и вышло. Всего за 20 минут до вылета пассажирам сообщили, что рейс №864 «Актобе – Алматы» задерживается на 2 часа 55 минут. Эти 5 минут, которых не хватало для круглого счёта, неслучайны. При задержке на 3 часа и более авиакомпании пришлось бы принимать совсем другие меры для комфорта пассажиров. Например, размещение в гостинице или оплату такси домой. А без этих 5 минут можно было ограничиться лишь бесплатным горячим обедом в кафе аэропорта. Фактически же все, следующие транзитом в Турцию через Алматы, опоздали, как минимум, на сутки, ведь следующий самолёт вылетал лишь 3–го августа.
«Боинг» у вас не той системы
Причиной задержки сотрудники «Эйр Астаны» назвали неисправность самолёта. Так как в Актобе нет специалистов по ремонту «Боингов», а западную практику возить с собой техника на каждый рейс, принятую за рубежом, президент «Эйр Астаны» не спешил вводить в Казахстане, час пришлось ждать специалиста, вылетевшего из Астаны. Тут кроется ещё один юридический нюанс. Согласно правилам комитета гражданской авиации, авиакомпания не несёт ответственности при обстоятельствах «непреодолимой силы», как, например, стихийное бедствие, нелётная погода, и самое главное – неисправность самолёта. Если факт нелётной погоды можно ещё доказать справкой из «Казгидромета», то для того, чтобы определить серьёзность неисправности лайнера, нужна подробная экспертиза. И неважно, засорился ли на «Боинге» смыв в туалете или вышли из строя сразу все двигатели. В случае судебного иска от пассажиров любая неисправность может стать обстоятельством непреодолимой силы.
Пишите письма, шлите телеграммы
Пока столичный техник летел в наш скромный город, у пассажиров «горела» бронь в отеле, срывались деловые встречи, а встречающие напрасно собирались в аэропорт. Положенных бесплатных двух 5–минутных междугородних телефонных разговоров или сеанс интернет–связи пассажирам никто не предложил, так что дозваниваться туроператорам и деловым партнёрам пришлось за свой счёт.
– К сожалению, никаких рейсов в Стамбул на сегодня больше нет. Ни через Алматы, ни через столицу. Справка о задержке рейса выдаётся через 3 дня, но если вам нужно сейчас, для того, чтобы отель не выписывал штраф, попробуйте в теме письма написать «Срочно». Тогда, возможно, его прочитают вне очереди, – посоветовал оператор «горячей линии» «Эйр Астана» Темирлан БЕКЕНОВ.
Вопрос о том, выплатит ли авиакомпания нанесённый ущерб, сотрудника «Эйр Астаны» озадачил.
– Тут я не могу ничего вам сказать, – ответил Темирлан после долгой паузы.
А ты докажи, что наш пассажир
Действительно, ни во внутренних правилах «Эйр Астаны», ни в «Правилах производства полётов в гражданской авиации», о возмещении косвенного ущерба, вроде сгоревшей брони отеля или сорванной деловой встречи, не говоря уже о моральном ущербе, не сказано ничего. Недовольный пассажир даже после долгих мытарств может рассчитывать лишь на возврат 3% от стоимости билета за каждый час задержки. Нетрудно подсчитать, что при средней стоимости перелёта в 80.000 тенге, пассажир злополучного рейса может рассчитывать всего на 1.600 тенге. Примерно столько стоит кофе с булочкой в буфете аэропорта или такси до дома и обратно. Но для этого придётся собрать кучу документов и потратить несколько недель, ведь каждое обращение рассматривается от 3 до 10–и дней. Кроме того, претензии принимают очень грамотные юристы, и все письменные обращения в авиакомпании чаще всего возвращаются с вежливым ответом, что данные, отправленные пассажиром, нуждаются в уточнении. Неудивительно, что идти в этой борьбе до конца из–за пары тысяч тенге никто не хочет.
Совсем иначе вопрос выплаты компенсации за задержку рейса стоит в Европе, на родине Питера Фостера. Лишь за то, что пассажиру пришлось несколько часов скучать в аэропорту, авиакомпания выплачивает от 400 до 600 евро. Отдельно перевозчика трясут и за оплаченную бронь отеля и прочие обидные расходы, например, за «сгоревшие» билеты на концерт. Более того, в иск можно внести даже чашку кофе или бутылку минералки, на которую потратился невылетевший пассажир. Занимается судебными вопросами объединение независимых юристов, причём с пассажиров они деньги заранее не берут. Лишь когда авиакомпания выплатит компенсацию, адвокаты возьмут себе скромные 63 евро. Подача заявки тоже бесплатная, и чтобы как следует потрясти нерасторопного перевозчика, достаточно лишь заполнить анкету на сайте и приложить к ней сканы документов, а сделать это можно, не вставая с дивана.
В поле деятельности юристов попадают не только европейские авиакомпании. Если проблемы с вылетом произошли на территории ЕС или на рейсе, следующем в Евросоюз, испортившееся настроение могут поднять те самые несколько сотен евро. Справедливости ради нужно сказать, что компенсация не полагается абсолютно всем невылетевшим. При нелётной погоде, военных действиях в стране отправления или банальной забастовке – на утешительную денежку можно не рассчитывать.