Махнём, не глядя?
Теперь к технически сложным товарам будут отнесены телевизоры, планшеты, ноутбуки, стиральные машины и холодильники. Раньше эту технику можно было вернуть или обменять в течение 14 дней со дня покупки, даже если она была полностью исправна, а покупателю просто разонравился её цвет или дизайн. Главное, чтобы был чек, сохранилась в целости упаковка, а техника не потеряла свой товарный вид.
Если же поправки к закону вступят в силу, то возврату не будет подлежать и техника с явным браком. Вернуть свои кровные или обменять на аналогичный товар можно будет при одном условии: эксперты должны дать заключение, что покупка вообще не подлежит ремонту. Вмятины, царапины, потёртости поводом для возврата не являются ни при каких обстоятельствах. Дескать, на это надо было обращать внимание ещё при покупке. Если же ремонт возможен, то продавец обязуется провести его безвозмездно, и, как говорится в поправках, в «разумное время», то есть за период, когда продавец сочтёт нужным.
– Нужно понять, что в нашу страну завозят товары далеко не лучшего качества, без соответствующих сертификатов, – прокомментировали ситуацию в ассоциации потребителей Казахстана. – Самые распространённые жалобы потребителей РК уже сейчас связаны с некачественной бытовой техникой, невозможностью обменять товар. А после принятия поправок в действующее законодательство сервисные центры магазинов будут давать заключения, что все недостатки являются несущественными, следовательно, потребитель будет вынужден постоянно ремонтировать бракованный товар. Сначала бесплатно, в течение гарантийного срока, потом станет выкладывать свои деньги для ремонта. Таким образом, данная поправка в итоге лишает права потребителя не только на качественный товар, но и права на его обмен или возврат.
При покупке стиральной машины – дырявый носок в подарок
Тем не менее, не всё так мрачно, как кажется. Авторы поправок кое в чём перегнули палку, но принцип более строгой процедуры обмена-возврата заслуживает внимания. В реальности только 2-3% случаев возврата бытовой техники происходит из-за обнаружившегося брака, который не видно при проверке в магазине. Остальную технику покупатели возвращают только потому, что она по каким-то причинам не понравилась. Так, в магазины возвращают товары, купленные спонтанно, во время распродаж, подаренную технику или качественные гаджеты, пользоваться которыми покупатель не захотел, потому что увидел более интересную модель. Естественно, исправный товар попадёт в руки новому покупателю, а пользоваться вещью, которая уже была в употреблении, приятного мало. Это, как минимум, негигиенично. Кто знает, что предыдущий владелец хранил в холодильнике эти 14 дней, и какие обноски загружал в стиральную машину.
С планшетами и ноутбуками другая проблема. Они уязвимы для другой заразы. Нет гарантий, что старый владелец не бродил несколько ночей после покупки по порносайтам и не притащил вместе с гаджетом в магазин сотни вирусов.
Бракованный же телевизор можно определить ещё во время магазинной проверки. В нём не так много опций, которые нельзя проверить за несколько минут в торговой точке.
На вторичном рынке любой товар, бывший в употреблении, дешевеет вдвое, даже если всё это время лежал в коробке. В магазине же следующего покупателя заставляют платить за использованный товар полную стоимость.
Исключением должна быть только техника, которую приобрели в интернет-магазине. Её проверить при покупке невозможно, а что касается розницы, ужесточение правил возврата, но в разумных пределах, необходимо из-за уважения к другим покупателям.
Товар возврату и обмену не подлежит
Если поправки в закон «О защите прав потребителей» будут приняты, мы будем вынуждены покупать «кота в мешке».
Актюбинские магазинчики, торгующие чем попало, не гнушаются вывешивать таблички с предупреждением, что купленный у них товар вернуть нельзя ни за какие коврижки. Враки! В течение 14 дней со дня покупки – можно. Правда, если вы сохранили все этикетки, не расцарапали вещь и не выбросили магазинные чеки.
Нельзя обменять или вернуть деньги только за:
– продукты,
– лекарство,
– растения,
– чулки, носки, колготки,
– нижнее бельё,
– товары на метраж,
– мобильные телефоны.
И нельзя в зоомагазин вернуть только вчера купленного попугая, потому как тот наотрез отказывается хвалить нового хозяина Васю, повторяя, как мантру: «Вася – дурррак!».
Всё остальное можно вернуть.
Теперь вот торгаши сложными бытовыми приборами предлагают и их товары включить в «священный» список. Зачем? А затем, чтобы спихнуть дорогущую вещь, возможно, со скрытым дефектом, и напрочь позабыть о ней.
Купили вы, например, телевизор или стиральную машинку, а они на второй день заглючили. И не потому, что у вас руки растут из того же места, что и ноги. А звёзды так сложились. Вот и мучайтесь с приобретением сами и не грузите своими проблемами уважаемых людей. Не до вас им – вы уже отработанный материал. Что вы говорите? – «Клиент всегда прав?». Да окститесь!
А представьте, купили вы что-то посложнее и подороже, чем мантоварка. Допустим, автомобиль.
Копили на него, в кредит влезли. А движок возьми да через неделю и застучи. Или проводка коротнёт, и сгорит ваш железный конь, аки соломенный. Всё! Сливай масло и копи на новое авто, если ещё желание кататься осталось.
А ведь так и будет, если поправки, лоббируемые производителями сложной техники, будут приняты. А в том, что именно так и произойдёт, практически не остаётся никаких сомнений. Ведь в 4 из 5 стран-участниц ЕврАзЭС они уже действуют. Остался только Казахстан.