Коронный номер
Всего за 5 месяцев водителями авто с заграничными госномерами уже зафиксировано более 40.000 нарушений правил дорожного движения. Однако полноценно привлекать водителей к ответственности у стражей порядка не получается. Лишь около 4.000 нарушителей получили на руки протоколы. На то есть масса причин.
Во–первых, формально машина принадлежит гражданину другой страны, поэтому если водитель не захочет «решить вопрос» на месте, оформление протокола займёт много времени. Нередко авто с российскими номерами вообще оказываются снятыми с учёта, то есть формально ничьими. То есть, если даже видеорегистратор зафиксирует факт нарушения, высылать «письмо счастья» с требованием оплатить штраф попросту некуда.
Во–вторых, прежде право останавливать для проверки такие авто было только в компетенции инспекции транспортного контроля. Более того, в нашем законодательстве нашлась ещё одна лазейка. В департаменте госдоходов регистрацию для перевозки пассажиров можно получить и на автомобиль с иностранными номерами, застраховать пассажиров тоже труда не составляет. Поэтому некоторые недобросовестные граждане, пользуясь этой лазейкой, закупали машины для коммерческой деятельности, то есть для частных перевозок.
Обидно, да?!
Согласно законодательству, перемещаться по территории Казахстана в автомобиле с иностранными номерами может только сам водитель. Ни одного пассажира, даже близких родственников, в салоне быть не должно. По понятным причинам стражи порядка закрывали на это глаза, ведь никто не путешествует в одиночку. А уж разбираться, кто это там прикорнул на заднем сидении, любимая тёща или чужая бабулька, которой срочно понадобилось ехать в Мартук, вообще не входит в компетенцию стражей порядка.
Недобросовестные таксисты имеют много преимуществ перед законопослушными извозчиками, хотя бы потому, что могут позволить себе автомобиль с большим количеством посадочных мест. Кроме того, минивэн из Армении окупится гораздо быстрее, чем приобретённый здесь. Ведь цены на такой вид транспорта в Ереване начинаются от полутора миллионов тенге.
– Обратите внимание, какие машины с армянскими номерами сейчас таксуют возле автовокзала и на привокзальной площади. В основном, это минивэны. А вы можете назвать хоть одну марку минивэна нашей сборки? – спрашивает актюбинский таксист Марат САБИТАЕВ. – Я понимаю, что перевозками люди занялись не от хорошей жизни и в Армению отправились именно за машиной для коммерции, но создавать недобросовестную конкуренцию, пользуясь лазейками в законах, тоже нельзя.
Покатались и хватит!
Наглостью недобросовестных таксистов сейчас возмущены не только казахстанские перевозчики. Этот вопрос уже пытаются решить в министерстве внутренних дел, и как всегда радикально.
– Мы предлагаем ввести ограничение и обязательную временную регистрацию таких автомобилей, ввозимых в нашу республику для эксплуатации более чем на 10 суток. Если он транзитный, то может в течение 10 суток пересечь территорию страны. После 10 суток транспорт подлежит временной регистрации. А также ввести запрет на использование гражданами Республики Казахстан таких транспортных средств при оказании услуг при перевозке пассажиров, багажа и грузов, – сообщил министр внутренних дел РК Ерлан ТУРГУМБАЕВ.
Комитет административной полиции прокомментировал, что сейчас вопрос введения обязательной временной регистрации автомобилей, зарегистрированных в других странах ЕАЭС и долгое время рассекающих по просторам Казахстана, обсуждался со всеми госорганами и общественными объединениями. Для того, чтобы он вступил в силу, необходимо внести дополнения и изменения в действующий закон «О дорожном движении». Если госорганы дадут добро, то вопрос будет внесён на рассмотрение в парламент РК. Это затянется как минимум до осени, а пока с нерадивыми таксистами пытаются бороться дорожные полицейские, стряхнувшие пыль со страницы КОАП РК, где напечатана 575–ая статья, которой до распоряжения сверху не придавали особой важности.
Хотели как лучше, вышло как всегда
От охоты за нерадивыми таксистами, в первую очередь, могут пострадать казахстанцы, для которых авто из Армении едва ли не единственный вариант обзавестись добротным «железным конём». На авторынках Еревана стоимость машин из США и ЕС начинается от $2.000. Недорогой авиабилет в Армению можно найти за 60–80 тысяч тенге в один конец. Проживание, питание и бензин обойдутся ещё тысяч в 300 тенге. В Актобе же за такой автомобиль просят не меньше $5.000. Если же брать автомобиль классом получше или минивэн для большой семьи, экономия станет ещё существенней.
Но при попытке законно поставить машину на учёт, радость от покупки быстро сойдёт на нет. Кроме обязательной пошлины, нужно будет ещё потратиться на технические навороты, вроде кнопки SOS. Только за её установку в актюбинских мастерских просят чуть больше миллиона, а кроме кнопки необходима ещё куча приспособлений. К тому же 10–и дней на всё это явно не хватит.
Не жили богато, нечего и начинать
Сейчас автомобили с номерами, зарегистрированными в ЕАЭС, во временной регистрации не нуждаются. Достаточно лишь полиса обязательного страхования, техосмотра и доверенности от прежнего владельца. Это делает машины из Армении особенно привлекательными для казахстанцев. Ведь в этой горной стране из–за упрощённой регистрации автомобили и так стоят недорого, а тут можно сэкономить на сборе за постановку на учёт, утильсборе, не нужно тратиться на средства безопасности, вроде креплений для детских кресел и установки аварийной кнопки, как этого требуют стандарты Евро–4. Минус пока только один – нужно проходить техосмотр именно в той стране, где автомобиль был зарегистрирован. Для владельцев машин с российскими номерами это небольшая проблема, а купившие авто у подножия Арарата о таких формальностях стараются не думать. Как и о штрафе в 252.500 тенге (100 МРП) в случае несоблюдения 575–ой статьи.
Автомобилей с армянскими, российскими, киргизскими и белорусскими номерами в Актобе так много, что разумнее было бы упростить процедуру регистрации. Вместо этого власти в очередной раз грозят штрафами и ставят перед автолюбителями заведомо невыполнимые задачи. Если закон будет принят, то владельцам авто с иностранными номерами останется только разобрать машину на запчасти. Покупателя на опальный автомобиль вряд ли получится отыскать. Пока в этой ситуации выигрывают лишь автосалоны. Людям придётся влезать в кредиты, лишь бы не ходить пешком.