Короли виртуальных сетей
На днях в «Телеграм»-канале «Фонда-Бюро расследования коррупции» появилась информация о том, что фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» объявил тендер на SMM-сопровождение за 159.280.890 тенге. Казалось бы, огромные деньги, но, если разобраться, то вполне приемлемо.
За эту сумму потенциальные специалисты должны вести социальные сети: наполнение, модерация, креатив, выкладывать посты и отвечать за подготовку и размещение текстов трендовыми блогерами (причём тех, у кого не меньше 5.000 подписчиков). Кстати, делать это на русском, казахском и английском языках.
В штате у тех, кто выиграет тендер, должны быть специалисты: аккаунт-менеджер, журналист, SMM-специалист, дизайнер, психолог, переводчик, инженер-программист и специалист по мониторингу.
– В Актобе вряд ли взялись бы за такой проект по той простой причине, что у нас нет команды. Есть SММ-щики, копирайтеры, дизайнеры, но общей команды в городе нет. В столице или Алматы найти такие компании проще. Да и сумма не такая уж и великая, если учесть количество человек и объём работы. А по уровню профессионализма мы бы справились, так как наши знания и опыт не хуже, – считает SMM-щица Галина ВОЛКОВА.
Семейный подряд
Бизнес в Актобе напоминает неповоротливое животное, консервативность которого очень трудно раскачать. Вот и сейчас, когда традиционные виды рекламы перестали работать и приносить новых клиентов, предприниматели начали переходить в социальные сети. Вместе с этим на рынке труда стали появляться и люди, предлагающие свои услуги по продвижению бизнеса.
Владимир и Галина ВОЛКОВЫ – чуть ли не единственная актюбинская семейная пара, которая занимается продвижением бизнеса. Есть в этом свои несомненные плюсы.
– У нас сразу два взгляда: женский и мужской. К примеру, клиенту – владельцу обувного бутика – нужны фото для контента в «Инстаграме». Так вот, супруг смотрит на то, чтобы картинка в целом была красивая, чтобы свет правильно падал, а я замечаю мелочи, чтобы шнурки на обуви были красиво завязаны, – разъясняет нюансы Галина.
Он – профессиональный аудио-видеоинженер, больше 10 лет отдавший рекламному агентству. Она – менеджер в этой же компании. Работа переросла в любовь, а позже и в семейный бизнес. Прежде чем предлагать свои услуги в качестве социальных медиа-маркетологов, Галина и Владимир прошли тренинги и семинары.
– SММ-щик – это и менеджер, и маркетолог, и дизайнер, и психолог в одном «флаконе». Если думаете, что это так просто, попробуйте сами, – с улыбкой говорит Галина.
На двоих у Волковых около 10 страничек в социальных сетях. Есть и ещё одна, лично-профессиональная, посвящённая SMM. Здесь семья знакомит обывателя со своей профессией и даёт бесплатные советы предпринимателям.
– Ошибки у всех одинаковые. Сначала бизнесмены думают, что это легко, начинают продвигать бизнес сами. Зачастую у них ничего не получается. В итоге – это потерянное время и отсутствие клиентуры, – перечисляет Владимир.
Ещё один минус в том, что предприниматели скупятся на фото и дизайн, в итоге – получается стандартная страничка в соцсетях со скучным наполнением.
– От столиц мы отстаём на несколько лет. В Актобе актуально накручивать подписчиков. Это не желание SММ-щиков, а прихоть бизнеса. Поэтому многие думают, что у нас низкий уровень профессионалов. А всё потому, что клиенты не хотят прислушиваться, – вздыхает Галина Волкова.
Без спроса, но с желанием
Быть хорошим SMM-щиком – это круто! Так считают чуть ли не все молодые люди, которые только-только ступают на этот путь. Асет КАРИБАЕВ точно знает, что желание и действительность могут значительно отличаться.
Парень начинал тогда, когда в городе даже толком и не слышали о такой профессии. 7 лет назад приходилось объяснять бизнесменам, зачем нужен SMM. Понимали лишь единицы.
– Спроса не было, да и у меня не было наглядных примеров, чтобы рассказать о том, как это работает. Приходилось самому разрабатывать контент для аккаунтов, делать красивые зарисовки, – вспоминает Асет.
Заказов было мало, но это были зачатки этой сферы в Актобе. Возможно, если бы не организаторский талант, парень бы так и не стал успешным маркетологом. Но упорство и труд сделали своё дело.
– SMM – это одно из направлений маркетинга. Я беру широкий формат и развиваю его в себе. Сейчас это не просто прихоть, это необходимость, без которой бизнесу будет непросто, – говорит парень.
Конкуренции Асет не боится, хотя и признаёт, что нынешнее поколение не перестаёт удивлять: то, к чему он шёл 7 лет, молодые люди осваивают за год.
Буксир для бизнеса
Традиционного «портрета» в достаточно новой профессии нет. Работа SMM-щика подходит как для мужчин, так и для женщин. Возрастных ограничений тоже нет. Говорят, что хороший медиа-маркетолог получается из дизайнера или блогера, но и это пока спорное утверждение.
– Главное – привлечь аудиторию, и сделать это грамотно, – считает Лидия КЕНЖЕБАЕВА.
Девушке 27 лет, но меньше, чем за 300 долларов, вести аккаунт она не будет. Говорит, это тот минимум, которого стоят её знания (высшее экономическое образование и постоянные тренинги у зарубежных гуру SMM):
– Актюбинский рынок сейчас «голоден». Бизнесу нужны SMM-щики. Есть и те, кто готов за 40.000 вести страничку. Для начинающих это нормально.
Если хорошо поискать, то можно найти и дешевле: ценовой диапазон на услуги варьируется от 30.000 до 250.000 тенге за один аккаунт. Всё зависит от качества и опыта исполнителя. Гарантия увеличения продаж – от 1 дня до 5 месяцев.
– Да, в Актобе это пришло поздно, но сейчас рынок готов к новому формату. Другое дело, что у бизнеса до сих пор нет чёткого понимания, что на раскрутку в соцсетях нужны средства. Вот на коммуналку, аренду, зарплату у них деньги заложены, а на маркетинг – нет. Такой вот остаточный принцип, – сетует Лидия.
Это как рыбалка
Как правило, достигнув определённого уровня в SMM, специалисты решают пойти по тренерской стезе. Проводят различные семинары и мастер-классы. Есть и другой вариант развития карьеры: собрать команду и спокойно следить за процессом.
Оба пути и выбрал Александр КИОСЯ, в недавнем прошлом – мастер по тонировке авто. Сейчас у Саши не менее десятка клиентов, правда, рутинной работой он не занимается.
– Как-то «вырос» из написания текстов, оформления «шапки» аккаунта. Мне нравится общаться с бизнесменами, делать видео, а «внутренностями» у меня занимаются мои ученики, – говорит Александр.
За свою жизнь Саша увлекался различными видами бизнеса: от выращивания грибов, продаж веников и недвижимости, до разведения червей и тонировки машин. Поиск себя привёл в армию, где непоседу научили усидчивости и коммуникабельности.
Именно эти качества и помогли ему в освоении SMM-профессии:
– 3 года назад всё изменилось. В какой-то момент подумал о том, что было бы классно, если бы мог зарабатывать, не вставая с дивана. Начал изучать и пришёл к развитию соцсетей.
В то время «Инстаграм» только набирал обороты среди актюбинцев, но Александр увидел за этим будущее. Сначала публиковал посты из собственной повседневной жизни, а потом предложил всем свои услуги по продвижению бизнеса.
Первый заработок – 2.500 тенге. Владелице странички по продаже косметики нужны были только подписчики. С этим начинающий маркетолог справился без проблем, благо есть специальные программы накрутки.
– Давно уже отошёл от этого. Набрался опыта у разных тренеров. Вложил в себя много денег, теперь и сам готов отдавать, – уверяет Киося.
На его профессиональном счету не меньше сотни благодарных клиентов, бизнес-аккаунты которых упаковал мой собеседник. Александр любит сравнивать свою работу с рыбалкой, где в качестве наживки – красивая аватарка, грамотная «шапка» профиля, и качественный контент. Чем «вкуснее» всё это подать, тем больше клиентов можно привлечь.
– Самое главное в нашей работе – позитивный настрой и эмоции. А клиентов найти – не проблема. В соцсетях можно и нужно зарабатывать. При правильном подходе результат будет уже на следующий день, – рассуждает Саша.
Рукой подать до Москвы?
Учиться на семинарах и тренингах актюбинские медиа-специалисты предпочитают не в Казахстане, а в России и Украине. Конкретнее – в Москве и Киеве. Возвращаются с идеями и мыслями о том, что же нового предложить нашему бизнесу.
– Мы раскачаем консервативный бизнес Актобе. Сейчас мы отстаём на несколько лет, но это пройдёт. Через пару лет будем вровень идти, – сходятся во мнении оптимистично настроенные SMM-щики.