Кондуктор не спешит, кондуктор понимает
Сейчас 95% перевозчиков, которые прежде доставляли грузы через территорию РФ, вынуждены искать обходные пути, через Каспийское море и большинство новых маршрутов, которые так или иначе проходят через наши степи.
Сейчас у КТЖ дела далеки от идеала. На балансе компании находится более 1.720 локомотивов, 4.620 грузовых вагонов и более 2.500 вагонов пассажирских. Однако, для того, чтобы не было дефицита билетов, особенно в сезон отпусков, необходимо увеличить количество вагонов как минимум вдвое, но этого нет даже в планах. При самом благоприятном раскладе компания может закупить только половину нужного путешественникам. Более того, около 1.000 пассажирских вагонов давно уже пора отправить на металлолом, они устарели как морально, так и физически. До пандемии планировалось ежегодно закупать по 500 вагонов, отправляя в утиль совсем уж старые, но скачки курса валют внесли свои коррективы.
Дорого и сердито
Вагоны швейцарского концерна Stadler славятся своим комфортом и надёжностью. Поэтому на них перешли большинство стран ЕС.
Пару лет назад КТЖ заключил долгосрочный договор со Stadler. С самого начала выбор поставщика вагонов был нелёгким. Тверской вагоностроительный завод готов был поставлять свою продукцию по $1,3 млн (и это за готовый вагон). Если брать тот же вагон у швейцарцев, то он будет стоить $2,1 млн. При этом Stadler делится только запчастями и технологией, собирать вагон придётся в Казахстане. К этому надо добавить транспортные расходы и дополнительные таможенные сборы, ведь Швейцария в ЕвраАзЭС не входит.
Выбор был сделан в пользу европейского комфорта. Ведь тверские вагоны мало отличались от дореволюционных, и последняя модернизация проходила аж 40 лет назад. Зато купить для нужд казахстанцев их надо было больше.
События в Украине ещё больше осложнили задачу. Доставлять в наши степи продукцию из Швейцарии стало намного дороже, курс евро подскочил, но контракт таких форс-мажоров не предполагал.
В этом году КТЖ запустил несколько новых «Тальго», курсируют эти комфортабельные поезда только из Астаны в Алматы и Костанай, а летом на них можно прокатиться к курортам на озере Алаколь. Тем не менее, в повышенном комфорте больше нуждаются путешественники на дальних маршрутах. Например, те, кто вынужден трястись больше трёх суток с юга страны в Актау, Актобе и Уральск. А вот от Алматы до Алаколя всего 700 километров, и проехать это расстояние несложно даже в плацкарте.
Свои люди, сочтёмся
Не лучшая ситуация сложилась и с грузовыми перевозками. Сейчас многие страны Азии вынуждены отправлять грузы в Европу в обход России, Белоруссии и Украины. Это открывает для КТЖ дополнительные способы обогащения, но и этих доходов компании мало.
В августе главная транспортная прокуратура указала КТЖ на превышение полномочий. Это было сделано после многочисленных жалоб бизнесменов в палату предпринимателей «Атамекен». По заявлению палаты предпринимателей, экспедиторы были вынуждены подписывать договоры с дополнительными навязанными условиями: обеспечением пятидневной предоплаты провозных платежей дополнительно к 100% оплате за перевозку и согласием на списание средств с единого лицевого счёта, которое невозможно оспорить или отменить. Другими словами, национальный перевозчик составлял договор так, чтобы ему было выгодно доставлять груз как можно дольше, лишь бы срок доставки не превышал 5 дней, каждый лишний день обходился в среднем в 10 млн тенге. Такой кабальный договор приносил КТЖ до 5,5 млрд тенге дополнительной прибыли в сутки.
Ещё одно нарушение, на которое обратила внимание транспортная прокуратура - это введение конвекционных запрещений. Если говорить простыми словами, то пустые грузовые платформы станциям принимать запрещалось. Это не позволяло предпринимателям взять попутный груз, прицепив к составу пару порожних платформ или отправить пустые платформы к нужной станции. Но эти правила работали не для всех. Они не касались дочерних компаний КТЖ.
Вас снимает скрытая камера
Однако для простых пассажиров есть и хорошие новости. Теперь путешествия на поезде будут хоть немного, но безопаснее.
В пассажирских вагонах, вагонах-ресторанах и вагонах-барах устанавливаются видеокамеры. Об этом говорилось на очередном совещании по промежуточным итогам реализации «Дорожной карты по повышению уровня безопасности и сохранности имущества на железной дороге РК на 2022-2024 годы».
Также в кабине локомотивов установят видеофиксаторы, чтобы отслеживать, в каком состоянии машинист управляет поездом, и быстрее расследовать обстоятельства, приведшие к аварии, если таковая случится.
Камеры должны сделать безопаснее и перевозку грузов. Их установят в местах, где подолгу стоят грузовые составы. Это, может, не убережёт грузы от воришек, но существенно осложнит задачу любителям поживиться у вагонов.
Вагончик тронется, беляш останется
Неожиданно острой стала проблема стихийной торговли на полустанках. Вроде бы все знают, что брать беляши на перроне опасно для здоровья, но количество отравлений вокзальной снедью с каждым годом растёт. Особенно опасно покупать еду у торговок на станциях Шиели, что в Кызылординской области, и в городе Шу, что на юге страны. Именно там фиксируется самое большое количество острых пищевых отравлений среди пассажиров. К счастью, эта проблема легко решается установкой дополнительных торговых точек.
А вот решить вопрос с хулиганами, которые забавы ради кидают камни в стёкла пассажирских поездов, намного сложнее. Только в этом году зафиксировано 26 таких случаев. Пока эта проблема решается дополнительными патрулями полиции на участках, особенно любимых хулиганами, но в ближайшее время эта территория может быть огорожена забором. Ограждение ещё должно предотвратить несчастные случаи из-за того, что кто-то решил срезать путь через рельсы, и уберечь от гибели домашний скот, пасущийся у железной дороги.
Заборами уже ограждено 26 станций, и общая длина заграждения составляет 209 км. В ближайшее время у железной дороги появится ещё 103 км забора. Деньги на это уже выделены.
Мне бы в небо
У авиаперевозчиков дела обстоят гораздо лучше. Всё больше казахстанцев предпочитают переплатить за билет на самолёт, чем несколько суток терять в поезде.
Сейчас у авиакомпаний Казахстана 912 воздушных судов, из них 75 совершают регулярные пассажирские рейсы, а к концу этого года авиапарк страны пополнится ещё 15-ю «Боингами». Это связано с тем, что западные компании, продающие авиатехнику, из-за санкций не могут торговать с Россией и Белоруссией, поэтому предлагают более выгодные условия для других стран СНГ.
Сейчас Казахстан связан прямым авиасообщением с 26 странами мира, причём в 8 стран можно теперь попасть из областных центров. Прежде для этого надо было делать пересадки в Алматы и Астане.
За 6 месяцев этого года казахстанские компании перевезли более 4 млн пассажиров, а по нормам безопасности, квалифицированности персонала и качеству услуг наша авиация достигла мировых стандартов.
Вот только совсем скоро полёты могут стать для многих казахстанцев непозволительной роскошью. К концу года из-за подорожания топлива прогнозируется повышение цен на авиабилеты до 70%.
Так что путешественникам опять придётся выбирать потрепанные и душные вагоны.