Кому в Актобе ездить хорошо?
– Я как-то припарковался на одной из платных стоянок вблизи Колхозного рынка, – рассказывает велосипедист Александр ГУСЕВ. – Там есть места, специально выделенные под велосипеды, которые при мне там никто больше не занял. Стоимость официально составляла там где-то 30-50 тенге, но я платил 100, потому что сторожа потребовали: хотели, видимо, себе на карманные расходы оставить долю. Квитанций мне никаких не дали, особо за велосипедами не следили, поэтому я свой цепью к забору пристёгивал. К таким сторожам претензий особых у меня нет: из-за 100 тенге ругаться, что ли? Но ситуация – надоедливая, поэтому в последнее время платные парковки я избегаю. В последний раз вот у кинотеатра “Локомотив” пришвартовался бесплатно, а сам пошёл на Колхозный рынок пешком отовариваться.
Однако не только сторожа отбивают охоту у актюбинцев заниматься оздоровительной ездой.
– Я в последнее время начал выезжать на велосипеде в другие области нашей страны, – говорит велосипедист Бекболат БАЙГАЗИН. – И вот на последнем из таких выездов, в Туркестан, я потратил 2,5 часа только на то, чтобы выехать из Актобе! Это от проспекта Абая до Акжарской трассы. В целом я много по нашему городу передвигаюсь на велосипеде. Самые нелюбимые мной участки: проспект Нокина (по нему на природу велосипедисту сложно выехать: нет условий) и подобные ему улицы с большим количеством машин. На таких дорогах водители нередко пытаются демонстративно меня подрезать и умышленно вынудить съехать с дороги.
Дорога не терпит медлительных
– На дороге велосипедист – полноценный участник движения, – объясняет Бекболат Байгазин. – Если хочешь повернуть, то обязан подать сигнал, в пробках у светофоров тоже обязан стоять, правила остановок соблюдать должен и так далее. У велосипедистов должны быть светоотражающие элементы при езде по проезжей части, шлем и прочие атрибуты для обеспечения своей безопасности.
Полицейские отметили, что правила для велосипедистов во время езды по дорогам такие же, как для водителей авто, но в случае перемещения на тротуары они приравниваются к пешеходам. Однако правоохранители пока не видят необходимости разрабатывать отдельные статьи административного кодекса для велосипедистов.
– Велосипедист относится к категории иных участников дорожного движения, – объясняет начальник отдела управления административной полиции Талгат ТЕМИРБЕК. – И среди данной группы 95% нарушений допускают пешеходы, владельцы лошадей, скутеров, мотоциклов и мопедов. Нарушения велосипедистов очень редко фиксируются: с начала этого года ещё ни одного ДТП с их участием не было. По «иным транспортным средствам» наиболее проблемными становятся скутеры: они медлительные и слабозащищённые, но при этом их водители рассекают по всей ширине дороги, не думая о том, что они тем самым замедляют остальных. Большинство скутеров не могут разогнаться свыше 50 км/ч из-за слабой мощности двигателя, однако это не мешает их владельцам «тащиться» по загородным трассам, где допускается скорость движения 90-120 км/ч. По нынешним правилам скутерист имеет право ехать по таким дорогам, но риску он подвергает и себя, и других.
Хочу добавить, что обязательной регистрации подлежат те скутеры, чья максимальная конструкционная скорость превышает 50 км/ч.
«Коня» беречь надо
– Пару лет назад я ехал по проспекту Абилкайыр хана и свернул с него на улицу Оспанова, – вспоминает Диас НУРЖАНОВ. – Ехал, как положено велосипедистам, по крайней правой стороне, как вдруг из первого же выезда с жилого двора выскочило авто: водитель даже не потрудился принять меня во внимание как полноценного участника движения. В результате мне пришлось экстренно выруливать на среднюю полосу: затормозить я не успевал, потому что ехал на скорости 30 км/ч. К счастью, аварии избежать удалось, но вот на моём «велике» повредилась пружинно-эластомерная вилка, от чего расшаталось переднее колесо. В экстренном порядке заказал новую по интернету, потому что в городе не нашёл. Вынужденная покупка обошлась мне в 80.000 тенге и 3 месяца ожидания доставки.
Закупаться инвентарём в нашем городе действительно бывает проблематично. Спортивный велосипед, на котором можно без опаски выехать за город, удастся приобрести как в специализированных магазинах, так и на рынках по цене от 150.000 до 350.000 тенге. Однако, как отмечают велосипедисты, многие из таких транспортных средств будут укомплектованы китайскими деталями, которые ввиду наших городских условий придётся обновлять каждые 1-2 сезона. Это колёсные кассеты, переключатель передач, тормозные ручки и прочее. Их заядлому велосипедисту потребуется искать в интернете по цене от 1.500 тенге и выше.
Из-за большого количества ям как на дорогах, так и на тротуарах, актюбинским велосипедистам советуют приобретать “велик”, на котором колёса крепятся не к обычной, а к амортизационной вилке. Наличие такого механического решения позволит более плавно преодолевать неровные поверхности, увеличивая срок службы транспорта и сберегая физические силы наездника. Однако, как отмечают некоторые специалисты, “двухколёсного коня” с качественной амортизационной системой дешевле, чем за 500$, не сыскать. Самые же дешёвые вилки с функцией амортизации актюбинцам удастся найти только в интернете (по цене от 30$ и выше). Более или менее сносные из них начинаются от 60$.
Хочешь «велик»? Ну, удачи…
Велосипедные шлемы, перчатки, наколенники и налокотники в магазинах Актобе продаются. Но уже по истечению первого месяца тёплого сезона некоторые велосипедисты начинают сталкиваться с их дефицитом на прилавках. Ещё одним немаловажным атрибутом заядлого велосипедиста являются термокостюм и перчатки, которые будут спасать от постоянных натираний и жары. Причём тем, кто планирует на велосипеде ежедневно наматывать по несколько десятков километров, рекомендуется брать именно специальные велоперчатки, так как условные фитнес-варежки должной защиты от натирания не дадут. В проблему может превратиться и поиск велокостюма: его актюбинцам также пока приходится заказывать по интернету из Алматы. На весь комбинезон придётся потратить минимум около 7.000 тенге (если заказывать из Китая), и 50.000 тенге, если комплект – фирменный.
Также велосипедисты советуют начинающим более бережно относиться к флягам с водой: их отличает наличие уникальной горловины, позволяющей пить воду без лишних движений руками и головой. Механизм фляги устроен так, что пимпочку, открывающую доступ в сосуд, можно открыть и зубами, не сильно отвлекаясь от езды, но, если пимпочку потерять, то придётся приобретать новую флягу целиком (1.500 – 7.000 тенге в зависимости от литража и производителя). Классифицируются фляги и по ширине горлышка: для любителей брать с собой в дорогу спортивные коктейли с кусочками фруктов или льда. В целом же в периоды жаркой погоды велосипедисту-актюбинцу на 50 км езды будет достаточно фляги ёмкостью 0,75 л. По куда большим ценам продаётся надёжная крепёжная система для бутылей: её цена может достигать и 19.000 тенге.