Церковь без колокола, что человек без голоса, говорили в старину. Первое, чего лишали храм в смутные времена, это его колоколов. Когда не было ни газет, ни радио, ни телевидения, единственным доступным средством массовой информации были церковные колокола, звон которых извещал о происходящих событиях: служба началась или праздник наступил, не дай Бог, враги напали или пожар где занялся.
Во всём мире нет двух одинаковых колоколов.
ВОЗРОЖДЁННЫЕ ВЕРОЙ
Колокола, как и люди – все разные. Мастера утверждают, что в мире нет двух одинаковых колоколов. Все они индивидуальны. В Свято–Никольском соборе колокола зазвонили осенью 2008 года.
– В нашем храме 10 колоколов. Самый маленький весит 7 килограммов, а самый большой – 1.260 килограммов, – говорит отец Вонифатий (в миру Владимир ВОЛОЩУК). – Их пожертвовал храму актюбинец, ныне покойный Олег ЛИПИН. Они были отлиты на воронежском заводе «Вера». На большом колоколе отлита надпись «Сии колокола отлиты в память Олега Владимировича Липина для Свято–Никольского храма г. Актобе».
В годы воинствующего атеизма колокола актюбинских храмов постигла трагическая участь их многочисленных собратьев по всему Советскому Союзу – они были разбиты и отправлены на переплавку для нужд народного хозяйства. Поэтому история старых колоколов актюбинских храмов, к сожалению, уже забыта.
– Я звонил в своё время. Начинал в 1987 году в Джамбуле, потом были приходы в Челкаре, Эмбе и Актюбинске, – продолжает священнослужитель. – Но тогда и колоколов не было – так, чугунные обрезки висели в звоннице. Просто молотком по ним били – и всё. Хорошо, если где–то люди спрятали в своё время колокола от советских безбожников, а потом в храм обратно отдали. У нас в городе первый колокол появился уже в постперестроечное время – в 1991 году в храме архангела Михаила (возле планетария). А до этого было даже негласное предписание властей не звонить в колокола по праздникам.
Настроение колоколов зависит от состояния души пономаря.
БЕЗ НОТ, НО ПО СОСТОЯНИЮ ДУШИ
Особое место в церковной иерархии занимает звонарь (пономарь). Ему не обязательно иметь духовный сан. Но он должен быть крещёным и верующим. Музыкальное образование тоже не обязательно, но наличие музыкального слуха должно быть. В Свято–Никольском соборе три звонаря. Их куратором является отец Вонифатий.
– Все наши звонари – самоучки, – утверждает батюшка. – Никакого специального образования у них нет. Искусству колокольного звона обучают в специальных школах Москвы и Санкт–Петербурга. А наши ребята сами постигают это искусство. Вообще, колокольный звон – это в основном импровизация. Всё зависит от состояния души. Конечно же, без музыкального слуха стать звонарём невозможно. Но самое главное – это любовь к Богу. Именно вера определяет внутреннее состояние души человека и вызывает желание выразить его в колокольном звоне.
По словам святого отца, у каждого из трёх пономарей при Свято–Никольском храме своё исполнение колокольного звона, свой музыкальный почерк. А нотная тетрадь – это душа звонаря. Как будет петь она, так будут петь и колокола.
Колокольный звон различен в зависимости от обстоятельств. Праздничный звон очень торжественный и радостный, свадебный отличается весёлым перезвоном. Если это отпевание – колокол звонит строго и монотонно.
В народе бытует мнение, что колокола исцеляют. Чистейшей воды заблуждение, говорят священнослужители. Хотя существуют даже фирмы, промышляющие этим.
– Всё ложь, – говорит отец Вонифатий. – Нечистые на руку люди рекламируют это и делают деньги на колокольном звоне. Колокол, прежде всего, побуждает человека лишний раз вспомнить о Боге и перекреститься. Это призыв к молитве.
Чем выше, тем лестница становится круче.
КРУТОЙ ПОДЪЁМ
В церковные колокола звонят по разу, а то и по два раза на день. В зависимости от того, какие службы проводятся. Перед тем, как подняться в звонницу, пономарь должен получить благословение в алтаре от священника, проводящего службу. Затем облачиться в стихарь (вид церковной одежды) и подняться в звонницу. Однако допускается звонить, так сказать, и в гражданской одежде. Дело в том, что управляться с колоколами в стихаре не совсем удобно.
С благословения отца Вонифатия мы поднимаемся на колокольню. Для того, чтобы быть звонарём, нужно ещё здоровье и проворство. Дело в том, что колокольня находится довольно высоко. Чтобы туда подняться, необходимо преодолеть почти сотню ступенек. Не так уж и много, если бы не одно но. Более шестидесяти ступенек приходится на шесть пролётов крутой лестницы. Причём, чем выше, тем отвеснее. Последний лестничный пролёт – это уже практически вертикальная лестница.
Звонница представляет собой правильный восьмиугольник со стороной примерно 2 метра. Посредине находится главный колокол, по бокам звонницы расположены ещё 9 колоколов разного размера.
Руки должны чувствовать малейшее движение колокола.
ОТ РАССВЕТА ДО ЗАКАТА
По праздникам, как правило, в звоннице управляется с колоколами Владимир МОЧАЛОВ.
Владимиру 25 лет. Он служит в храме Святого Николая уже пять лет. Ходит на службу ежедневно.
– Я посещал городские храмы, когда учился в школе, – рассказывает Владимир, поднимаясь по лестнице. – После открытия Свято–Никольского собора стал ходить сюда. Привлекает не только колокольный звон – мне нравится находиться в храме на службе. Получать духовное образование пока не собираюсь.
Владимир берётся за колокольные верёвки и начинает звонить. С непривычки становится немного не по себе от силы звука колоколов. Постепенно привыкаешь и начинаешь воспринимать композицию.
– Служба пономаря в храме не ограничивается лишь звоном в колокола. Он также помогает на службах батюшке, зажигает кадило, свечи, читает псалмы и так далее, – продолжает звонарь. – Прихожу к началу службы к семи–полвосьмого утра, ухожу с закрытием храма, около семи вечера.
Звонарь в колокольном «танце».
САМ СЕБЕ КОМПОЗИТОР
– Не знаю, насколько у меня музыкален слух, но в школе фольклорный кружок я посещал, – заверяет Владимир. – Наш учитель по музыке – замечательный педагог. Я благодарен ему за те азы, которые он мне дал. В каждом звоне колоколов (а различают тризвон, двузвон, перезвон) есть свой порядок. Но можно и импровизировать, создавать собственное небольшое колокольное произведение. Естественно, базируясь на классическом звоне. Честно говоря, я даже нотной грамоты не знаю, всё подбираю на слух. Мне показали несколько раз, а дальше уже я сам.
По словам звонаря, каждый раз у него получается импровизация. Всё зависит от настроения. Иногда он может услышать где–то классическую миниатюру и затем её воплотить в колокольный звон. Во время исполнения звона может в голову прийти какая–нибудь мелодия. Хоть и следует соблюдать каноны, но возможность для творчества и импровизации есть и здесь.
Владимир БУРЬЯНОВ,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА