Не зря ведь говорят, что музыка таит в себе все секреты мироздания. В древние времена музыкальные умельцы почитались наравне с царями, а если композиции действительно трогали душу, то исполнителей осыпали золотом. Со временем многие секреты народного музыкального творчества были утеряны, однако и теперь находятся люди, неравнодушные к старинным и задушевным песнопениям и наигрышам на народных инструментах.
Под переборы древних струн
Играть на гуслях - одно удовольствие.
Поиграть на музыкальном инструменте, история которого уходит далеко в глубь веков, мне удалось в минувшие выходные. Павел МАГЛЕЛИ – один из тех, кто освоил игру на старинных гуслях. В Казахстане таких умельцев можно пересчитать по пальцам одной руки. К сожалению, их остаётся всё меньше и меньше. Актюбинский парень пристрастился к народному инструменту относительно недавно, и уже успел не только освоить гусли, но и создать свой ансамбль «Коляда» при этнокультурном объединении «Славяне».
ДАВНЫМ-ДАВНО…
Первым делом, нужно проникнуться самой музыкой, извлекаемой из струн гуслей. Кстати, в глубокой древности упругая струна лука славянского воина называлась «гусла». По мнению историков, именно воины стали основоположниками этого щипкового инструмента. Сначала сами гусли изготавливались в форме шлема. В дальнейшем форма плоской резонаторной коробки менялась. Появились гусли трапециевидной формы. Уменьшилось количество струн на инструменте – изменилась и форма корпуса. Так появились гусли крыловидные.
– Славяне ещё в IX веке удивляли игрою на гуслях царей Византии. В те далёкие времена гусли делались из долблёной сухой доски ели или клёна. Клён явор особенно любим у музыкальных дел мастеров. Отсюда происходит и название гуслей – «яворчатые». А как только струны стали тянуть из металла, гусли зазвенели и стали называться «звончатыми», – окунает меня в глубь истории Павел Маглели.
ОЧУМЕЛЫЕ РУЧКИ
Много времени у начинающего гусляра уходит на то, чтобы правильно поставить руки. Вообще к инструменту лучше не подходить совсем, если ты в плохом настроении. Как ни странно, но обычно у тех, кто раздражён, не получается хорошей игры.
– Инструмент не терпит безобразного отношения к себе. Начинать играть нужно с открытой душой, чтобы звучащая музыка заворожила и привлекла. Вот почему даже на Руси не везде играли на гуслях? Потому что нужен особый подход, который как раз и был у жителей Псковской и Новгородской земель. Именно они и сохранили до сих пор традиции игры на таких музыкальных инструментах, как гусли.
Обучиться игре на гуслях можно за два месяца. Впрочем, у тех, кто хотя бы мало–мальски знаком с игрой на других инструментах, процесс пойдёт гораздо легче. Сначала новичкам ставят руки: сразу предупреждают о том, что пальцы нужно расслабить, иначе возрастает риск того, что мелодия будет совсем другой.
– Инструмент держат с любовью, но крепко, нужно его прочувствовать, – поучает Павел.
Первые десять минут отношения с гуслями у меня не складывались – подушечки пальцев то и дело соскальзывали со струн, а извлекаемые звуки были похожи скорее на кошачий ор, нежели на хорошую музыку. Впрочем, спустя час терпения у меня что–то стало получаться.
Сыграть «Дрёму» Шаханова оказалось слишком сложно для первого занятия. Однако мой наставник оказался требовательным:
– Не нужно дёргать руками, это не гитара! Тут нужен свой подход. Давай ещё раз попробуем.
Таких «разов» за день было не меньше двух десятков, но к концу первого часа обучения мне удалось–таки сыграть несколько аккордов, причём вполне удачно. Я оказался способным учеником, а значит, в скором времени, при наличии желания, могу стать вторым гусляром в Актюбинской области.
ВОТ ТАК ОСОБЕННОСТЬ
На гуслях играют сидя или стоя. При игре сидя гусли ставят на колени ребром, слегка наклонив к корпусу. При игре стоя или во время шествия гусли вешают на верёвочку или ремешок. Гусли кладут на колени или на стол. Музыкальный репертуар для гуслей разнообразен. Для крыловидных гуслей характерна традиционная игра «под песни», «под пляску», «под драку». Игра под песни отличается плавностью ударов и одинаковым ритмом, а все ритмические рисунки выполняются голосом. Игра под пляску, наоборот, отличается резким и ярко выраженным «маршевым» ритмом.
ОТ ДЕРЕВНИ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Гусляры, игравшие на царских пиршествах, значительно отличаются от своих коллег XXI века. Многие века русские музыканты славились своей изумительной безутяшной (бессистемной) техникой игры. Играть по пять–шесть часов подряд, причём делать это изысканно и красиво, а не просто бренчать по инструменту – это могли только самые искусные мастера.
С середины XVI столетия искусство гусляров стало утрачивать свои традиции: в деревнях гуслярское дело немного переиначили – теперь в музыкальном исполнении должны были принимать участие все.
– Музыка была не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы участвовали все. Никто не должен был сидеть без дела: могли петь, танцевать, играть на разных инструментах (хоть подручных), но принять участие. Это было особенностью того времени. Сейчас многие пытаются это копировать, но это не совсем правильно. Искусство игры на гуслях предназначено для передачи живого огня, а не для сохранения пепла, – рассказывает Павел Маглели.
СДЕЛАНО НА ЗАКАЗ
Практически все гусли сейчас делаются под индивидуальный заказ у российских умельцев. Александр ТЕПЛОВ – известный в мире мастер по работе с деревом, делает изумительные гусли и другие народные инструменты. Именно у него актюбинский гусляр и заказал себе гусли – псковско–новгородские крыловидные с 12–ю струнами.
– Это особый инструмент, достаточно нежный в обращении. Здесь рвутся струны при неправильном к нему подходе. Я самоучка, проходил курсы у известного российского гусляра Максима Анухина. У него обучение другое, больше импровизации, достигается именно тот эффект, который и был много веков назад. За три месяца обучения у меня открылись глаза на игру на гуслях, – рассказывает Павел.
А уже вторые гусли в 15 струн актюбинскому музыканту достались почти даром. Новые академические Андреевские гусли стоят больше тысячи долларов. Павлу, как одарённому и перспективному, они обошлись в четверть этой суммы.
ВПЕРЁД, К МЕЧТАМ!
Путь к гуслям для 24–летнего эколога Павла складывался непросто: сначала парень окунулся в мир гитарной музыки, а потом и авторской песни. Начал играть в группах, обучал молодёжь. Несколько лет назад услышал про этнокультурный центр «Славяне» и решил попробовать себя в качестве музыкального исполнителя. Получилось очень неплохо.
– Народная музыка для меня очень важна, она является показателем абсолютного слияния человека с природой. Мне нравится звучание гуслей, без них уже не могу. Вообще же, моя мечта – создать ансамбль славянской этнической музыки, который бы показал всю силу, красоту и духовный внутренний мир народа. Пока иду к этому.
Кстати, показал Павел и игру на жалейке (своеобразный пастуший рожок). Освоить этот духовой музыкальный инструмент мне и предстоит в следующий раз.
Справка:
Гусли – струнный музыкальный инструмент, распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Крыловидные (звончатые) гусли имеют 4–14 и более струн, шлемовидные – 11–36, прямоугольные (столообразные) – 55–66 струн. Упоминаются с VI века. Крыловидные гусли были распространены в северо–западных районах, граничащих с Прибалтикой, Карелией и Финляндией, где бытует родственный инструмент кантеле. Шлемовидные гусли у русского населения вышли из употребления и встречаются только у народов Поволжья. На клавироподобных гуслях исполнялись обработки народных песен и танцев, инструментальные пьесы,
На гуслях играют герои русского былинного эпоса: Садко, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович. В «Слове о полку Игореве» упоминается гусляр–сказитель XI века Боян:
Боян же, братие,
не 10 соколов
на стадо лебедей пущаше,
но своя вещия персты
на живая струны воскладаше;
они же сами князем славу рокотаху.
Стучать нужно с толком
Ансамбль ложкарей – гордость украинского центра «Оксана» – единственный в Казахстане. Здесь любого желающего научат не только правильной технике игры на довольно простых инструментах, но ещё и примут способных учеников в коллектив.
Ложкари в украинском этнокультурном объединении появились несколько лет назад и сразу же завоевали популярность у зрителей. Весёлые, заводные и зажигательные выступления пришлись по душе и самим ребятам. Обучаясь посредством интернета и задействовав собственную фантазию, лидеры ансамбля вывели коллектив на новый уровень. Постоянно совершенствуясь, ансамбль стал лауреатом и дипломантом республиканских и международных конкурсов и фестивалей. Сейчас более полусотни мальчишек и девчонок (от 4 до 29 лет) умеют играть на ложках. На днях это число пополнилось ещё одним учеником.
Преподавать искусство игры на ложках для меня взялись сразу два самых сильных ложкаря в Казахстане – 17–летний лидер ансамбля Алексей ВАСИН и 22–летний Асхат ДАРИБАЕВ.
Спина у ложкаря не должна быть согнута, однако само тело не может быть напряжено.
– Самое первое занятие мы посвящаем вовсе не игре, учим правильно сидеть и держать музыкальные инструменты, – поясняет Алёша.
Как оказалось, спина у ложкаря не должна быть согнута, однако само тело не может быть напряжено. «Правило расслабленности» действует и для кистей рук – держать ложку в напряжённой руке запрещено. Держать ложки я научился за 12 минут: довольно странное ощущение, если учитывать, что раньше ложкари играли часами. Так и пальцы недолго отбить! Сейчас начинающих музыкантов не напрягают, однако не позволяют и лениться.
В ложкари Алексея привели эмоции:
– Здесь особая энергетика, которую я не променяю ни на что на свете! Здесь и импровизировать можно, иногда настолько увлекаешься, что и остановиться трудно.
Играть на ложках молодёжи центра лучше всего под сценки. Так, в прошлом году ребята осуществили постановку «Лесорубы», которая стала «фишкой». На самом деле научиться играть на ложках – довольно просто. Мне это удалось за два часа обучения. К концу уроков мне удалось «простучать» простую народную украинскую песенку, причём я задействовал плечи и ноги.
Обучиться игре на ложках, а также придумывать различные номера, для казаха с украинской душой Асхата Дарибаева – одно удовольствие.
– Под музыку мы творим свои сценки. За последние годы опытные ложкари освоили технику игры на четырёх ложках, играем между собой. Это очень поднимает настроение и расслабляет. А ещё – это дань уважения традициям славянского народа, – рассказывает Асхат.
Помогали мне в обучении Вероника ТАРАСЕНКО и 13–летняя Анастасия ПЕРСАНЬ со своим братом – десятилетним Глебом. Три года назад они и сами были в ранге учеников, а сейчас стали неотъемлемой частью большого коллектива.
– У нас самый главный судья выступлений – дед Анатолий Персань. Он на все наши выступления и концерты ходит, а дома подсказывает и учит. Если получится, то создам свой творческий коллектив ложкарей и буду выступать не только в Казахстане, но и по всему миру, – делится своими планами Глеб.
Результатами своего обучения я могу гордиться: руководитель ансамбля Алексей Васин пригласил меня поучаствовать в качестве музыканта в ближайшем концерте.
Справка:
Первое упоминание о ложкарях относят к 1259 году. Играли на них скоморохи и те, кто хотел хоть как–то заработать. Деревянные ложки (обычно расписные новгородские) используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.
Некоторые известные элементы в игре на ложках:
«Щелчок» – кладут одну ложку выпуклой стороной кверху на левую ладонь и, создав таким образом своеобразный резонатор, ударяют по ней другой ложкой.
«Маятник» – это скользящие удары ложки о ложку, напоминающие движения маятника. Ударяют тыльными сторонами ложек или ручкой одной ложки о тыльную сторону другой. Ложки можно держать как в вертикальном положении, так и в горизонтальном.
«Мячики» – обе ложки держат в правой руке тыльными сторонами друг к другу следующим образом: одна между первым и вторым пальцами, вторая между вторым и третьим пальцами. На счёт один-два- три-четыре ударяют ложками по колену, ложки, как мячики, отскакивают от колена.
«Трещотка» – самый распространённый исполнительский приём – ложки ставят между коленом и ладонью левой руки и выполняют удары.
«Плечики» – ударяют ложками, которые держат в правой руке, по ладони левой руки и по плечу соседа слева.
«Коленочки» – ударяют ложками по ладони левой руки и по колену соседа справа.
«Качели» – ударяют ложками по колену и по кисти приподнятой до уровня глаз левой руки с одновременным небольшим наклоном корпуса влево, вправо.
«Линеечка» – ударяют ложками по ладони левой руки, колену левой ноги, пятке и полу.
«Солнышко» – ударяют ложками по ладони левой руки, постепенно поднимая руки и обводя вокруг головы слева направо, получается круг.
«Круг» – ударяют по ладони левой руки, плечу левой руки, плечу правой руки, колену правой ноги.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото автора