Карета для пятой точки
Как выяснилось, самые непривилегированные парламентарии живут в Казахстане. | ||
Н ичто на минувшей неделе не вызвало такого обсуждения в политических кругах, как решение казахстанских парламентариев обновить служебный автопарк. На приобретение 30 автомобилей бизнес-класса мажилисмены намерены потратить 2 миллиона долларов. Из них только половину предполагается потратить на автомобили отечественного производства. А ведь всего пару месяцев назад президент Нурсултан НАЗАРБАЕВ категорически запретил госслужащим тратить бюджетные деньги на импортные тачки.
СТАКАН НАПОЛОВИНУ ПОЛОН. 15 представительских седанов «Skoda Superb B6» стоимостью от 4,5 до 5,5 миллиона тенге парламентарии собираются купить у казахстанского производителя. Еще 2 джипа, «Toyota Land Cruiser» (от 56.000 до 125.000 долларов) и 13 автомобилей «Toyota Camry» (от 33.000 до 40.000 долларов), - в Казахстане не производятся. В минувший четверг депутаты решили предусмотреть средства на покупку для служебных нужд 30 иномарок. Журналисты мигом ухватились за это предложение и напомнили депутатам слова президента, сказанные им на одном из заседаний правительства. «Я давал поручение обеспечить закуп отечественных автомобилей национальным компаниям. Однако, кроме КНБ, Минобороны и МЧС, контракты не заключил никто, продолжают закупать технику за границей! - гремел тогда Нурсултан Назарбаев. – Когда это безобразие закончится? Сколько можно говорить об этом? У нас производятся машины, а им «Мерседесы» подавай. Пусть из кармана покупают. Немедленно запретить!». Имея за спиной возражения такого непререкаемого авторитета, как глава государства, журналисты принялись теребить непатриотичных депутатов. Те, в свою очередь, огрызались как могли. Депутат Егор КАППЕЛЬ, например, резюмировал: «Два-три года назад, когда только зарождалось отечественное автопроизводство, мы не говорили о том, что всем надо обязательно покупать наши машины – «давайте поддерживать экономику, своего производителя, своих же людей» и так далее. И то, что депутаты уже сегодня готовы заказать 50% служебных автомобилей местной сборки – это нормально. Это первые шаги». Таким образом, депутат искусно дезавуировал указание президента о немедленном прекращении безобразия (приобретения иномарок для перевозки пятых точек государственных людей). Как в известной сентенции: «Что вы, этот стакан наполовину пуст!» - «Вы неправы, он наполовину полон!». Другой депутат, Камал БУРХАНОВ, сетуя на устаревшую автотехнику в парламентском гараже, не преминул по-своему определить касту неприкасаемых, которых указание главы государства никак не колышет. «Я думаю, призыв государства надо понимать правильно, - попытался он трактовать Назарбаева. – Наши министры, депутаты, акимы областей должны ездить на самых хороших, престижных автомобилях. Потому что они – лицо государства. Ведь если наши министры будут ездить на «Жигулях», извините, - это престиж страны. Что касается начальников департаментов, чиновников в районах, то они, конечно, должны пересаживаться, как говорил глава государства, на отечественные автомобили». Причем, господин Бурханов никак не прокомментировал поступок вице-премьера Асета ИСЕКЕШЕВА, пересевшего с «Мерса» на отечественную машину, и министра финансов Болата ЖАМИШЕВА, заявившего, что на работу он может и пешком ходить. Наверное, по мнению парламентария Буханова, эти чиновники не совсем подходят под определение «лицо страны». СТАКАН НАПОЛОВИНУ ПУСТ. Другие слуги народа не столь терпимо относятся к идее «перевооружения» парламентского гаража. Ахмед МУРАДОВ, например, осторожно пытался отстоять идею необходимости использовать иномарки в работе. «Не надо зацикливаться на том, наша это машина, или немецкая <…>. Если детально, с точки зрения инженера, посмотреть на казахстанские машины, они все состоят из импортных запчастей». То, о чём многие боялись сказать вслух, выпалил генерал Гани КАСЫМОВ: «Если у нас есть отечественный автопром, надо брать отечественные машины, а если сборка совместная, то это не отечественное авто <…>. То, что там собирается на нашей территории по 20 штук, это не автопром, у нас нет отечественного автопрома. За 20 лет мы брали французские машины, мы брали японские, немецкие машины. И за 20 лет выяснилось, что в Казахстане ездят только два вида машин – японские и немецкие. Они оказались лучшими для нашей страны. И, в отличие от российских машин, лучше брать эти машины, зато надолго». Масла в огонь обсуждения подлила публикация на информационной ленте агентства «КазТАГ», утверждавшая, что отечественных автомобилей в Казахстане нет вообще. «В легковых автомобилях казахстанской сборки нет ни одной детали отечественного производства», утверждает информационное агентство, корреспонденты которого объехали несколько алматинских автосалонов и побеседовали с их персоналом. «Между тем, на рекламных баннерах отечественных автосборщиков сообщается, что их автомобили «сделаны в Казахстане». Корреспонденты же «КазТАГ» в представленных в автосалонах авто не увидели даже аккумуляторов местной сборки, в частности, аккумуляторного завода, расположенного в Талдыкоргане», - делают вывод журналисты. ПРИЧЁМ ТУТ СТАКАН? Оказалось, тема закупа 30 иномарок взамен тех, что выработали свой ресурс в парламентском гараже, стала поводом поговорить о льготах и привилегиях депутатов в общем. Выяснилось, что казахстанские депутаты – самые непривилегированные из трех стран, входящих в таможенный союз. Кроме сравнительно высоких зарплат, - от 400.000 до 600.000 тенге - им похвастаться особо нечем. За исключением депутатской неприкосновенности, народные избранники обладают невеликим списком привилегий: 1. Служебная квартира в Астане, находящаяся на правах пользования, которую по окончанию депутатских полномочий необходимо сдать. 2. Один авиаперелет из столицы в «подшефные» регионы. 3. Отсутствие личного автомобиля с водителем. На одного водителя приходится 3 депутата. 4. Использовать служебный автомобиль можно не более 2 часов в день и не более 60 часов в месяц. 5. Каждому депутату бюджет оплачивает только одного помощника. Возможно, одна добротная иномарка на несколько представителей законодательной власти и есть та небольшая привилегия, которой не хватает «лицам государства»?... Когда верстался номер. Вчера стало известно, что министерство финансов выделило парламенту 210 миллионов тенге на покупку автомобилей исключительно казахстанской сборки.
|