Качественные преобразования в образовании
6 ноября 2013 года. №45 | ||
Третий год в нашей области и в Казахстане в целом проводится работа по реализации государственной программы развития Республики Казахстан на 2011-2020 годы. О том что сделано и что изменилось за это время, рассказала вчера на брифинге журналистам руководитель областного управления образования Жанат САМУРАТОВА. | ||
От качества образования зависит будущее страны.
| ||
-Сегодня нами в области осуществляется работа по изменению самого содержания и структуры образования, – говорит главный педагог Актюбинской области. – Во главу угла, конечно же, ставится повышение качества образования. Есть приоритеты, которые мы расставляем в образовательной системе.
ФИНАНСИРОВАНИЕ
Без достаточного финансирования, а следовательно, без обеспечения необходимой материально-технической базой, о качественном образовании говорить довольно трудно.
– Если в 2009 году на финансирование образования в Актюбинской области было выделено 31,4 миллиарда тенге, то в этом году запланирована сумма в 49,1 миллиарда тенге, 4,1 из которых – из республиканского бюджета, – констатирует Жанат Бахитжановна. – По сравнению с 2008 годом, затраты на одного обучающегося в общеобразовательных школах в этом году увеличились в 2,6 раза, в дошкольных учреждениях в 3,2 раза, в организациях профессионально-технического образования – в 2,7 раза. В 2013 году выделено 102,4 миллиона тенге на приобретение 25 кабинетов химии новой модификации и 175 миллионов тенге – на оснащение организаций ТиПО новыми мастерскими и лабораториями.
Средняя месячная зарплата педагогов в Актюбинской области в 2012-2013 учебном году составила 65.011 тенге.
ДОШКОЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ
Дошкольное воспитание – одна из самых значимых социальных проблем нашей страны. Госпрограммой развития образования РК на 2011 – 2020 годы определена главная цель в этом направлении: «Обеспечение полного охвата детей качественным дошкольным воспитанием и обучением, равного доступа детей к различным программам дошкольного воспитания и обучения для их подготовки к школе.
– По состоянию на 20 октября 2013 года в области функционируют 516 детских дошкольных организаций с контингентом 40.377 детей, – поясняет Жанат Самуратова. – Для сравнения: в 1991 году охвачено ДО было 438. Охват дошкольным воспитанием детей от 3 до 6 лет на сегодняшний день составляет 63,5%.
За период реализации программы «Балапан» было построено 9 детских садов на 1.060 мест, возмещено 7 ранее приватизированных и переданных в другие госструктуры детсадов на 1.480 мест.
К 2020 году необходимо, чтобы охват детей дошкольным воспитанием и обучением составил 100%.
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Системе среднего образования по праву уделяется больше всего внимания, потому что ребёнок в общеобразовательной школе учится 9-11 лет. Не секрет, что есть школы, в которых обучение проводится в три смены. Есть и вообще аварийные, в которых обучаться нельзя.
– Эти проблемы успешно решаются, – заверяет руководитель областного управления образования. – Если на начало прошлого учебного года в области было 15 аварийных школ, то на сегодняшний день их осталось всего 4. За год было введено в строй 10 новых школ. К 2015 году проблема трёхсменных и аварийных школ будет полностью решена.
По словам главного педагога области, безусловным показателем качества образования является ЕНТ. В Едином национальном тестировании в 2013 участвовали 4.811 учеников. Средний балл по области составил 76,8, что выше республиканского на 2,3 (в 2012 этот показатель был ниже среднего по РК на 1,9 балла). За последние два года качество среднего образования (и как следствие – более успешная сдача ЕНТ) существенно возросло. Но проблемы всё равно есть. Над ними надо работать.
– Нужно повышать качество знаний по математике, – говорит Жанат Бахитжановна. – Для того, чтобы лучше развивалась экономика нашей страны, чтобы увеличилось количество отечественных инновационных проектов, нужны молодые люди, которые, выходя из школы, хорошо знают математику, физику, химию и другие точные науки. Над этим сейчас работает каждая школа. Уже второй год в школьную программу вводятся шахматы, которые развивают логическое мышление. Есть проблема нехватки преподавателей математики в школах, особенно на селе. Но все вопросы решаемы. Сейчас в этом направлении ведётся совместная работа с педколледжем и актюбинским региональным государственным университетом имени К. Жубанова.
ВСЁ ЗАВИСИТ ОТ ПЕДАГОГА
Если педагог не заинтересован в своей работе, не применяет новые технологии для обучения школьников, то не будет никакого повышения качества образования.
– В рамках государственной программы развития образования проводится большое количество мероприятий для стимулирования педагогов, – рассказывает Жанат Самуратова. – В их числе трёхмесячные кембриджские курсы. Они позволили нашим учителям по-новому посмотреть на процесс и методику обучения. Директора наших школ, которые приехали недавно с этих курсов, сказали мне: «Оказывается, мы слишком многого не знали».
На сегодняшний день такое обучение прошло около 800 учителей Актюбинской области. На эти цели было выделено около 160 миллионов тенге. Кстати, педагог, окончивший подобные курсы, после вручения ему соответствующего сертификата получит еще и 30% прибавку к зарплате. Кроме того, учителя, имеющие вторую, первую и высшую категории, уже третий год согласно госпрограмме тоже получают доплату к окладу. А это ещё свыше 400 миллионов тенге, выделенных из республиканского бюджета.
Есть ещё стимулирующий момент – профессиональные конкурсы среди педагогов. Уже второй год наша область участвует в республиканском конкурсе «Лучший учитель года». Причём актюбинские педагоги показали в этом конкурсе самые лучшие результаты. Если в прошлом году только 3 наших педагога удостоились звания «Лучший учитель года» (каждый из них получил сертификат на сумму более одного миллиона тенге), то в этом году уже 8 учителей удостоились этого почётного звания (причём, каждый из них получил сертификат на сумму 1.700.000 тенге). Если у учителей есть такие мощные стимулы, то и качество преподавания, конечно же, возрастает.
ВРЕМЯ ОБНОВЛЕНИЯ
Ещё в 2012 году президент Республики Казахстан говорил о том, что в школах необходимо обновлять руководящий состав. Сегодня назначение директоров школ обязательно согласовывается с областным управлением образования.
– Раньше каждый районный отдел образования мог назначить директора школы в своём районе, – комментирует главный педагог области. – Сейчас этого нет. Кроме того, мы постоянно обучаем директоров школ всем нормативам, которые необходимы в их работе. При согласовании и собеседовании сразу видны все пробелы у кандидатов на должность директора. Тот менеджмент, который использовался несколько лет назад, в настоящее время не актуален. Об этом, кстати, говорится и на кембриджских курсах директоров.
ТЕХНИЧЕСКОЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Жанат Бахитжановна отметила, что данное направление подвергается большой критике, но система не стоит на месте – она развивается. Так что на сегодняшний день одно из основных направлений госпрограммы – модернизация технического и профессионального образования.
В области подготовку специалистов по программам ТиПО осуществляет 41 колледж (24 – государственные, 17 – частные), где идёт подготовка по 123 специальностям. Львиная доля данных учебных заведений – 29, конечно, находится в областном центре, 12 колледжей – в районах. Общий контингент студентов составляет 36.675 учащихся.
– Одна из главных задач, которые поручил выполнить глава государства, это внедрение дуальной системы обучения, – поясняет Жанат Самуратова. – Всем вам хорошо известен горно-технический колледж, который много лет выпускает рабочие кадры для Донского ГОКа. Предприятие помогает колледжу в оснащении материально-технической базы, предоставляет практику учащимся и трудоустраивает выпускников. Необходимо такую систему вводить во всех колледжах. Потому что без сотрудничества с социальными партнёрами деятельность учебных заведений не будет эффективной. Модель формирования госзаказа на обучение специалистов для нашей экономики каждый год совершенствуется.
Владимир БУРЬЯНОВ,
|