Играю ва-банк!
За время пандемии ВВП Казахстана уже снизился на 3%, и пока перспектив для его роста не видно. Нельзя сказать, что государство не поддерживает бизнес. На антикризисные меры выделена астрономическая сумма почти 6 трлн тенге. Из них 3,4 трлн тенге – из казны, а к щедрости правительства добавилось 2,5 трлн внебюджетных средств. Вот только распределяются эти деньги немного странно.
Значительная часть этих средств поступает не владельцам малого бизнеса, которые сейчас находятся на грани банкротства, а банкам второго уровня, хоть и тяжело переживающим эти времена, но совсем не бедствующим.
Больше всего в этой ситуации повезло банку «RBK». Его поддержали покупкой 15-летних облигаций банка на сумму 243,7 млрд тенге по ставке всего 4% годовых. Причём покупателем стала «дочка» Нацбанка «Национальный фонд устойчивости». Ещё банк решил возродить ТОО «DSFK» и передал туда странные активы на целых 603 млрд тенге. Теперь чисто юридически ТОО, появившееся совсем недавно, будет нести обязательства перед квазигосударственными компаниями и Национальным банком на сумму 335 млрд тенге, а прежде за эти сумму отвечал непосредственно банк «RBK».
Другими словами, государство выкупает у банков самые проблемные активы, да ещё предоставляет долгосрочный заём под очень выгодный процент. По самым оптимистичным прогнозам, инфляция после урона, нанесённого пандемией, составит не менее 8%. Нетрудно подсчитать, что банки, облагодетельствованные поддержкой государства, через 15 лет, когда подойдут сроки выплат, должны будут вернуть сумму, гораздо меньшую, чем взяли, и это с выплатами всех процентов. Например, при кредите в $714 млн (именно такую сумму банки получили поддержку во время карантина), через 15 лет им придётся вернуть всего $601 млн. Ведь льготные кредиты выдаются в тенге, и падение национальной валюты, банкам в этой ситуации только выгодно.
В свою очередь банки готовы предоставить частным предпринимателям льготные кредиты под 8% и выше. Вот только спрос на такие виды услуг совсем не велик. Предпринимателям не с чего возвращать даже льготные кредиты: ведь их бутики, рестораны, торговые точки долгое время были закрыты, а сейчас прибыль если и есть, то она совсем крохотная.
Духовная пища без наценки
Если точкам общепита, бутикам и предприятиям в сфере оказания бытовых услуг ещё как-то можно удержаться на плаву (хотя около 30% подобных компаний сейчас на грани банкротства), то у представителей малого бизнеса, решивших зарабатывать на духовной пище, шансов удержаться практически нет.
Задолго до карантина предпринимательнице Бахытгуль ДЕЛЬМАНОВОЙ пришла в голову замечательная идея: собрать под одной крышей сразу несколько детских творческих кружков. Это помогло бы руководителям кружков общаться между собой и даже делать совместные проекты. Конечно, открыть в этом здании ресторан или магазин было бы более выгодно и менее рискованно, но забота о досуге детей казалась более благородным занятием, чем торговля или развлечение пьяной публики. Единомышленники нашлись быстро, арендаторам удалось даже договориться с арендодателем о том, чтобы снимать тут помещение для занятий было недорого, а, следовательно, семейный бюджет родителей не слишком страдал от расходов на хобби талантливого чада. Однако первый неприятный сюрприз ждал предпринимателей уже в налоговой. Оказалось, такой вид деятельности, как внешкольные занятия с детьми в законодательстве не прописан, и детские студии пришлось оформлять как организацию досуга школьников. То есть, фактически руководителей кружков приравняли к аниматорам и клоунам на детских праздниках.
Тем не менее, содержание помещения и закупка декораций, необходимого инвентаря, транспортные расходы, требовали гораздо больших трат, чем пошив пары костюмов для аниматоров, а каких-либо льготных кредитов для студии юных талантов программа поддержки малого и среднего бизнеса не предусматривала. Бахытгуль не осталось ничего другого, как взять в банке потребительский кредит. Это было накладно, но кредит выплачивать худо-бедно получалось. Так продолжалось до карантина, когда закрылись все детские организации.
– Когда ввели строгий карантин, доходов у меня не было вообще, а расходы остались прежними. Нужно было оплачивать коммунальные услуги, платить зарплату сторожу, завхозу, всем, кто следит за коммуникациями. Здание же нельзя просто так закрыть и бросить! Никакой поддержки от государства в принципе не было, оплату за комуслуги мне пришлось выплачивать, хоть и стояло здание пустым, и мы не работали 2 месяца. Банк, где я брала кредит, вроде бы согласился пойти навстречу. Там пообещали не начислять пеню, если вдруг образуется просрочка, и позволили не выплачивать взносы в течение пары месяцев. Я от этого предложения отказалась. Какой в этом смысл, если потом платить всё равно придётся. Вот если бы хоть позволили не платить хотя бы проценты за это время, – поделилась Бакытгуль Дельманова.
В свою очередь, кредитное ярмо легло и на арендаторов. Многие руководители кружков продолжали работать, проводя занятия дистанционно, но их доходы заметно сократились. Родители попросту забирали детей из кружков, потому что не хотели платить за уроки с компьютерного монитора.
Арт-директор «Талант Студио» Татьяна ШАРИКОВА и так установила минимальную плату за занятия. Родители, желающие обучить ребёнка танцу, платили всего 8.000 в месяц, что немного меньше, чем у большинства городских танцевальных студий. После того, как некоторые родители забрали детей, платить за аренду стало практически нечем.
– Чтобы как-то решить вопрос с выплатой аренды, я на онлайн-конференции обратилась в палату предпринимателей, – поделилась Татьяна. – Там пообещали помочь, но посоветовали любопытный вариант. Они предложили организовать встречу с арендодателем в здании «Атамекена», чтобы я попыталась уговорить её снизить сумму арендной платы. Будто я не могу сделать это без «Атамекена»!
За морем житьё не худо
Сейчас в «Талант Студио» работают практически все кружки, вот только масштабные проекты (вроде поездок за рубеж на гастроли или хотя бы участия в городских мероприятиях) пришлось отложить до лучших времён. Тем не менее, поддержка государства юным талантам совсем бы не помешала, причём о денежном субсидировании речь даже не идёт.
Дело в том, что ребятам, как и любым творческим коллективам, необходима публика. Раньше этот вопрос решался из взносов родителей. Ни одна сценическая площадка города не соглашалась предоставлять место бесплатно, а аренда зала доходила до 300.000 тенге за мероприятие, включая репетиции и подготовку. Юные танцоры были согласны бесплатно выступать на городских мероприятиях, а родители легко соглашались взять на себя транспортные расходы, лишь бы дети смогли блеснуть на публике в паре номеров многочасового концерта, но в управлении культуры заявили, что приглашение частных студий программой не предусмотрено. Зато выплачивать гонорары иногородным массовикам-затейникам бюджет позволяет. Если же какой-нибудь государственный концертный зал позволил бы хоть раз в несколько месяцев детям выступать без арендной платы, то это смогло бы существенно сократить расходы творческого коллектива, и никаких субсидий от государства вообще бы не потребовалось. Палата же предпринимателей над сценическими площадками города совсем не властна.
Кстати, в прошлом году во время организации гастролей на Кипре владельцы концертного зала, только узнав, что к ним приедут детки аж из далёкого Казахстана, сделали «ТалантСтудио» такую скидку, что аренда зала на берегу Средиземного моря за несколько дней обошлась дешевле, чем час в захудалом актюбинском ДК. Более того, в качестве бонуса казахстанским гостям позволили станцевать ещё на одной небольшой сцене. Получается, что даже на Кипре наших талантливых детей ценят больше, чем в родной стране.
Когда верстался номер. Стало известно, что с 25 июня работа детских образовательных кружков будет приостановлена на неопределённый срок. Допускается только дистанционная система занятий. Такой удар после простоя во время ЧС многие частные кружки уже не переживут.