| |
Марина Таргакова: Отцы, вам безразличны ваши сыновья? | |
| |
Несмотря на отчаянные попытки снизить количество суицидов, Казахстан по–прежнему входит в тройку ведущих стран по добровольному уходу из жизни. По данным Всемирной организации здравоохранения, за прошлый год на самоубийство решились 4.207 человек (3.124 случая в 2014 году). «Википедия» вообще ставит нашу страну на первое место по количеству суицидов.
– Для Казахстана, как и для России, эта проблема является актуальной. Как бы власти ни пытались бороться с этим социальным недугом, избавиться от него не удаётся. Думаю, что потребуется лет тридцать, чтобы количество суицидов уменьшилось хотя бы до 500 в год, – считает руководитель отдела московского института социальных исследований детских заболеваний Анатолий ВРЕМЯНКИН.
КТО ВИНОВАТ?
На днях несчастный случай произошёл в Караганде. В субботу, 23 января, ученик 7 класса выбросился с третьего этажа школы. Мальчик получил множественные переломы и находится в больнице. Как правило, полисмены не особо распространяются по поводу суицидов. Вот и на этот раз о попытке самоубийства стало известно из социальных сетей, когда мама одного из учеников средней школы №63 опубликовала информацию о том, что в прошлую субботу якобы после конфликта с администрацией учебного заведения ученик выбросился из окна.
Неделей ранее ушла из жизни 23–летняя футболистка сборной Казахстана и клуба «Кайрат» Зарина ТУРДИЕВА. О причинах, которые подвигли её на такой шаг, неизвестно.
В минувшую субботу в Актобе 17–летняя девушка попыталась покончить жизнь самоубийством. Ученица второго курса одного из колледжей выпила с десяток таблеток аспирина и парацетамола. Попытка оказалась неудачной – девушка очнулась на больничной койке. Как выяснилось, причиной стала… ссора с подругой. С начала года это уже второй случай попытки суицида в Актобе.
– Практически все суициды среди подростков лежат в одной плоскости: это своеобразная попытка найти выход из ситуации. Ребёнок не видит выхода – вот и пытается уйти от проблемы таким способом. Другой момент – когда дети таким образом хотят заявить о себе. В этом случае добровольный уход из жизни носит показной характер. Это своеобразный способ, причём не всегда действенный, докричаться до общества и рассказать о своей беде, – заявляет руководитель филиала «Ассоциации семейных врачей Казахстана» Татьяна ОСТРЕЦОВА.
Как отмечают психологи, в самоубийствах сразу принято искать виновных: родителей, уличное влияние, школу, любовь. На самом деле причина кроется глубже – в непонимании современного поколения, неприятие их взглядов на вещи.
По данным областной прокуратуры, в прошлом году выросло количество попыток суицидов среди подростков. Так, если в 2014 году было зафиксировано 24 случая, то в 2015 – уже 31. При этом количество суицидов с летальным исходом сократилось с 7 до 4.
РАВНОВЕСИЕ ГДЕ–ТО РЯДОМ
– Мы всё пытаемся найти «золотую середину» в воспитании наших чад, но пока наши усилия практически ни к чему не привели, – считает психолог клиники «Эго» Вахит АСУАНОВ. – У нас либо гиперопекаемые дети, либо гипо. Не скажу, что оба варианта хороши: и в тех, и в тех случаях есть проблемы. Сейчас школьные психологи сталкиваются с огромной нагрузкой, ведь именно они и являются первыми, кто может выявить симптомы депрессии или суицидального настроения. Другое дело в самой ситуации. Допустим, в школе обучаются 500–600 человек, вот и как тогда специалист уследит за всеми? Нужно открывать специальные психологические центры при учебных заведениях, но у нас на это никто не пойдёт.
По мнению психолога школы №12 Инны ДЕРЕВЯНКИНОЙ, в информационный век, в век новых технологий, актюбинские дети не умеют применять всё это в жизни:
– Трудно с детьми всех возрастов: младшеклассники трудно адаптируются к школе, дети сверхизбалованные, в старших классах мы наблюдаем неуверенность в себе, они просто не знают, что им нужно в жизни, не знают, как себя реализовать. Что касается гиперопекаемости, то это напускное: родители просто откупаются от детей смартфоном или дорогой игрушкой, они не дают им родительского тепла и внимания. А когда подростки не могут поговорить по душам с мамой или папой, они понимают, что никому не нужны… И пытаются уйти из жизни.
С 2012 года в Актобе проводится ежеквартальное анкетирование школьников. Основная цель – выявить детей с высоким уровнем тревожности. Результаты первой четверти нынешнего учебного года не особо радуют: выявлено таких 488 ребят, против 370 за прошлый учебный период.
– Цифра большая, что не может нас не беспокоить. С такими детьми проводятся профилактическая работа, индивидуальные беседы, но прежде всего мы делаем упор на работу с родителями. Отмечаем интернет–зависимость, многим сложно сделать выбор по определению профессии, но мы стараемся упредить суицидальные настроения, – комментирует методист–психолог городского отдела образования Роза КУЛЬЖАНОВА.
НЕПРОСТЫЕ ВРЕМЕНА
На днях в Актобе с лекциями о том, как правильно понимать ребёнка, а также распознавать суицидальные настроения, побывала директор центрально–азиатского филиала Института прикладных духовных технологий им. Дж. Фэйворса, президент медицинской корпорации «БРАНТ», специалист по семейной и детской психотерапии Марина ТАРГАКОВА.
– Марина Замшарифовна, многие родители зачастую и сами не могут понять, почему их ребёнок решился уйти из жизни. Это невнимательность?
– Могу точно сказать: когда родители говорят, что ничего суицидального за своим ребёнком не замечали, чаще всего это значит, что они в принципе ничего не знали о своём ребёнке. То есть коммуникации внутри семьи были настолько слабыми, что родители не замечали, как их ребёнок замыкался в себе, уходил в депрессию. Сейчас взрослые не чувствуют запросов своих детей, потому что это представители двух разных поколений. Нынешние дети очень чувствительны: они чувствительны к фальши, они совершенно не выносят неискренность, они везде доходят до смысла, они не выносят авторитарного воспитания. Они хотят общаться, они хотят обсуждать. Для детей суицид – зачастую единственный способ выразить протест этому миру. То есть другого способа они по различным причинам не знают. И это печально. Это наша ответственность, ответственность взрослых.
– Вы как–то говорили, что взрослые не разрешают детям ошибаться…
– Если человеку запретить ошибаться, то у него творчество блокируется, потому что ошибка – это возможность развиваться, понимать природу ошибки, способность видеть её с разных сторон. Ошибка – это сокровище ученика. Но сейчас педагогика превратилась в дрессуру. Детям навязывается представление о единственно верном решении, навязывается шаблон того, что ты должен хорошо зарабатывать, преуспевать. Отсюда мы видим и ту скудость вариантов в выборе вузов и профессий. «Я должен быть экономистом, налоговиком, таможенником» и так далее. «Я должен зарабатывать». Это какая–то глупость человеческая. Поэтому так важно, чтобы родители и учителя умели видеть дар в человеке.
– В нынешний век, когда каждый ценит время, трудно найти лишнюю минутку на своего ребёнка…
– Вот многие мамы говорят: «Я целый день с ребёнком сижу». Скажу так: сидеть с ребёнком целый день – это ещё не значит, быть с ребёнком целый день. Поэтому всегда говорю не про количество времени, а про его качество. Для качественных отношений между родителем и ребёнком необязательно быть им вместе целый день. Воспоминаний, которые влияют на твою жизнь, ведь не очень–то много, и все они краткосрочные по времени. Это вспышки, молнии, которые навсегда врезаются в память.
– Почему получилось так, что Казахстан вышел в лидеры по количеству суицидов?
– У нас с вами в крови есть доброта, гостеприимство, веротерпимость, принятие и теплота. Но даже нас с такими качествами характера сейчас расшатали до такой степени, что по статистике каждый второй брак, к примеру, в Алматы, разваливается. Это ужасно. Почему от нас уходят дети? Что лично мы сделали такого и чего не сделали, чтобы этого не происходило? Знаете, когда мы говорим, мол, я ничего плохого не сделал, этого мало. А что вы сделали хорошего? И не только для своей семьи. Мы должны стать бескорыстными по отношению ко всему обществу, ко всем детям. Когда я читаю лекции мужчинам, я им говорю: «Дорогие мужчины, огромное количество женщин воспитывает сыновей в одиночку. Вам что, всё равно, какие у нас растут сыновья?». Ведь женщины не могут передать ничего мужского. Они могут воспитать сверхчувствительных мужчин, которые хорошо разбираются в тряпках. Но это вообще не мужское дело…
– Многие психологи говорят, что всё дело в том, что есть конфликт поколений, якобы сейчас дети особенные…
– Сейчас в мир пришли дети индиго. Это дети света, кристальные, дети разума. А какая у них функция? Почему они не хотят с нами жить? Выбрасываются из окон, вешаются. Да потому, что пришли индиго, а мы не готовы их встречать. Потому что для ребёнка света нужен родитель света. Ну, мы же не родились родителями света, поэтому именно нам, а не детям нужно поменяться. Педагоги и родители обязаны трансформироваться. Прежде чем воспитывать, мы должны понять, что за личность перед нами. Мы должны обучить их тем законам, которые будут работать в любом случае. Тем нравственным маякам, внутреннему компасу, тому чувству меры, которое ребенок возьмёт в свою жизнь. Вот в этом и заключается образование. Все остальное – бесполезная трата времени.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,
Фото Юрий ТАРАСЕНКО и Интернет