Гладко только на бумаге
Из-за дефицита дизельного топлива многие дальнобойщики надолго застряли в степи. Это обнажило давнюю проблему региона. В отчётах об экономической важности трассы Западная Европа – Западный Китай больше говорится о транспортном потоке и количестве перевезённых грузов, но о комфорте водителей почему-то забывается.
Актюбинский участок трассы не может похвастать обилием мотелей, заправок, кемпингов и хотя бы тёплых туалетов. Мы решили проверить, как с этим обстоят дела в других странах и регионах, через которые проходит важнейшая трасса Евразии.
К путешествию мы приступим на самой окраине Поднебесной, от города Ляньюньган. Он находится на побережье Жёлтого моря, и сюда стекаются морские грузы со всего мира. Именно тут начинается трасса. До города Чжэнчжоу отсюда 568 км. По дороге нам встретятся 9 крупных населённых пунктов с медпунктами, гостиницами, супермаркетами. Между ними всего 5-7 км, так что случись с машиной какая-то неприятность, идти за помощью придётся не более 40 минут. Заправок же на этом участке 23. При каждой есть минимаркет, закусочная, и оборудованы они тёплыми туалетами.
Будь как дома, путник
Дальше надо следовать до Урумчи. Это самый большой участок трассы на территории Китая. На 2.000 км тут 34 населённых пункта, 173 посёлка, 120 кемпингов и мотелей, 248 заправок. Так что без миски горячего риса китайский дальнобойщик точно не останется.
Теперь осталось сделать рывок до приграничного Хоргоса. До него от Урумчи 650 км. Заправок тут всего 17, а городков – 4. Но по сравнению с тем, что ждёт дальнобойщика дальше, это практически курорт.
По дороге от таможни до Алматы на 293 км 6 заправок международного класса. Тут около 20-и гостиниц и 9 небольших посёлков. То есть поездка на этом отрезке – почти туристическая экскурсия.
От Алматы до Тараза – 453 км. Гостиниц тут всего 6, зато заправок целых 12. Опытные дальнобойщики, возможно, насчитают их и больше, но речь идёт о точках, соответствующих международным стандартам: то есть с магазином, санузлом и возможностью принимать кредитки. Однако по пути встретится 8 больших сёл, где можно передохнуть или перекусить. И, желательно, прикупить бочки с топливом – дальше они точно понадобятся.
Степь да степь кругом
От Тараза до Шымкента 185 км – и всего 5 заправок и 6 крупных городов. Зато гостиниц, мотелей и гостевых домов здесь целых 37. В эти края стекаются паломники со всего Казахстана, а смотрители святынь позаботились о том, где им можно отдохнуть с дороги.
Дальше надо проделать путь в 893 км до Кызылорды. Тут тоже 5 заправок, но это на трассе. Если немного свернуть, то в одном из 35 населённых пунктов рядом уж точно можно найти стол, ночлег, а то и пару канистр солярки.
На участке от Кызылорды до Актобе у водителя, привыкшего к нормальным условиям, может начаться истерика. На трассе встретятся только 4 нормальные заправки. Если же машина заглохнет, то самое короткое расстояние между населёнными пунктами – 21 км, а самое большое – 43 версты. Так что идти пешком придётся долго. И заночевать особо негде. На 1.000 км тут всего 6 гостиниц, да и те ближе к областным центрам.
По трассе от Актобе до границы с РФ всего одна заправка международного уровня, но населённых пунктов тут 5, и за 86 км до Мартука кто-то да обогреет.
А уж там 14 километров до дружественного государства пролетят незаметно. Ведь кошмар давно уже позади.
Россия – щедрая душа
По дороге к Оренбургу можно свернуть в Соль-Илецк или передохнуть в Акбулаке. Тут проблем с благами цивилизации нет.
От Оренбурга до Казани 718 км. По дороге встретится 18 крупных сёл, и в каждом будут рады накормить путника, дать ему солярки и крышу над головой. Заправок тут 58, так что перспектива остаться без топлива точно не грозит. На большинстве станций есть магазины, тёплые туалеты с холодной и горячей водой и даже комнаты, где мамаши могут поменять малышу памперсы. Правда, пользование туалетом – услуга платная. Но, если путешествовать приходится в мороз, то тут денег не жалко.
Кому что, а мне осталась трасса Е-95
Дальше – ещё лучше. На участке от Казани до Нижнего Новгорода комфортных 95 заправок. Между ними расстояние не больше 3 км. Мотелей тут около сотни. Так что, если никуда не торопиться, все 394 км можно пройти пешком, останавливаясь передохнуть и попить кофейку каждые полчаса.
За 423 км от Нижнего до Москвы встретятся уже 154 заправки и около 400 мотелей. Если ехать на машине со средней скоростью, места отдыха попадаются каждые 4 минуты. Самое большое расстояние между точками – всего 9 км.
Ехать же из Москвы в Питер – сплошное удовольствие. 712 км легендарной трассы Е-95; 54 населённых пункта, 600 кемпингов или гостиниц, 135 заправок.
У российского участка трассы Западная Европа – Западный Китай только один минус. Когда дальнобойщик из Казахстана, повидавший безлюдные степи Кызылорды, и неделю проторчавший где-то под Хлебодаровкой, решит навестить своего приятеля в Питере, то его коллеге из города на Неве придётся молчать в уголочке. Разве может водитель, обедавший в пути горячей курой с гречей, парковавший авто на поребрике у парадного, понять всю глубину отчаянья, когда до заправки нужно ехать часов 12 по пустыне. Да и не факт, что на станции будет солярка.