Гетманская кровь помогает жить
БАРЫШНЯ–КРЕСТЬЯНКА.
Думаю, ты, читатель, простишь моё невежество и не совсем глубинные познания многовековых перипетий украинской государственности. Но одно я посмею предположить, что из генеалогического древа Марии Арестовны можно установить дату рождения Михаила Дорошенко, 1570–й год. В тех источниках, в которых я искал информацию о нём, указан лишь год и причина смерти. 31 мая 1628 года в бою с турками под Бахчисараем гетман погиб.
В её прапредках ходила добрая половина украинских государственных и политических деятелей, а также видных военачальников 16–17 веков.
– Лет за десять до войны, что сейчас идёт на моей родине в Луганской и Донецкой областях, внучатый племянник, прислал толстенную бандероль. А в ней настоящее исследование происхождения фамилии нашей мамы, Евдокии Леонидовны Дорошенко, – не без гордости рассказывает бабушка Мария свою родословную. – Ещё когда был жив один из моих братьев (а я самая младшая в семье), он дал задание родственнику разыскать в архивах историю фамилии мамы и папы. Я–то ничего не знала, а потом, как оказалось, в семье многие хранили отрывочные рассказы о нашей непростой фамилии.
Но если отец Марии Арестовны был сиротой, и внучатому племяннику ничего не удалось восстановить в архивах, то вот мама… оказалась настоящей дворянкой.
Я впервые за свою журналистскую практику беседовал с человеком, у которого в глубинных корнях развесистого древа уютно расположилась украинская история. Куда ни ткни, встретишь целый клубок военных побед и поражений, любовных романов и предательств, политических интриг. Да много чего было и есть за многовековую историю украинского казачества.
И везде фамилия Дорошенко, что называется звездит.
Времена воинствующего коммунизма понятное дело, не позволяли открыто говорить о своём дворянском происхождении. Ценилось больше рабоче–крестьянское.
Но вот как распорядилась судьба: дворянка Евдокия всю сознательную жизнь проработала в колхозе. Войну пережила. Детей приучила к мозолистому труду, правда, не всегда дававшему на прокорм вдоволь хлеба.
Семья бабы Марии жила в 25 километрах от Краматорска. Да и сегодня, по её словам, в тех беспокойных местах осталось много родственников. Иногда перезваниваются.
Словом, Старый Свет отрапортовал миру о том, что воевать – это нехорошо.
У бабушки Марии свои счёты с Великой Отечественной. Уникальный случай: за годы фашистской оккупации родной Украины она дважды попадала в плен.
– Я же совсем девчонкой была. Как только наши отступили и пришли фашисты, маме с младшими детьми ой как тяжко пришлось. Повозвращались бывшие кулаки, они сразу в полицию устроились служить. Нас из дому выселили. Добро всё забрали. В Красной Армии 5 маминых сыновей на тот момент воевали. А в Германию меня первый раз забирали в начале 1943–го года. Всех девчонок 24–25–го годов рождения в грузовые машины погрузили и увезли в Краматорск. Целый эшелон набрался. А под городом Корсунь–Шевченковский (он тогда в Киевской области находился) я убежала. Никому ничего не говорила, взяла и убежала. Спряталась. Когда поезд уехал, слышу, меня кто–то окликнул. Оказалось, из другого вагона точно так же сбежала моя односельчанка. А у неё отец старостой в селе служил. Решили, что надо идти только домой. До Краматорска шли пешком. Долго шли. Думали, хорошо сделаем, что вернёмся, а оказалось, что несчастье в семьи принесли. Глупые.
Когда я слушал рассказ бабушки Марии, меня постоянно угнетала страшная, кощунственная, парадоксальная, выматеренная мысль. А ведь сегодня, в тех же самых местах, происходят точно такие же человеческие трагедии. Режет наперекос по судьбам самостийный правдораздел. Что произойдёт дальше, никому не известно: ни фашиствующим политикам Незалэжной, ни оборонцам Донецка и Луганска.
– Дочка старосты рассказала, с кем в село вернулась. Нагрянула полиция. Маму забрали, долго били. Выпытывали, где я прячусь? Но потом отпустили. Сказали: если не партизанка, пускай живёт открыто. А через пару месяцев снова нас забрали в Германию. Убежать не удалось. Ехали долго. В вагоне 40 человек вповалку на соломе лежало. Сухари, что дома в дорогу дали, экономили. Растягивали. А так – булка хлеба на вагон и немного воды. Вот так я впервые увидела немецкий город Дрезден. Здесь нас, где по 10 девчонок, где по 20, распределили по хозяевам.
Детали. Детали. Детали. Мелкие и крупные. Всё память заприметила и отложила. Чем старше становишься, тем чаще вспоминаешь вроде и незначительные события, а когда их набирается целая авоська, распахиваются они настоящим открытием.
Я только в учебнике истории СССР, да и многим позже, читал о бомбардировке союзной авиацией Дрездена. Но вот чтобы слышать рассказ, что называется, очевидца, согласитесь, это уникальный случай.
– Бомбили Дрезден и Лейпциг постоянно. Мы возле бараков, где ночевали, выкопали траншеи, накрыли сверху досками и присыпали землёй. Это и было наше бомбоубежище. Как только тревога о налёте зазвучит, нас бегом туда прячут. Я отчётливо помню тот день, когда сгорели от фугасок наши бараки. Мы долго прятались в траншеях. Вокруг всё взрывалось. А когда вылезли наружу, город уже горел. Горело и наше жильё. Охрана куда–то разбежалась. Что можно было спасти, вытащили. Одеяла тонкие, серыё, в основном. Холодно, мерзко. Осталось нас около 30 человек. Немцев нет. Никого нет. Постояли, обсудили ситуацию, решили, что война уже кончилась. Закутались в одеяла и пошли вон из города в сторону, откуда солнышко всходит. Недолго наша радость длилась. За городом полиция остановила. Пригнали грузовики, погрузили нас и отвезли уже в настоящий лагерь. С колючей проволокой, вышками, собаками. Он был интернациональным. Бараков 20, наверное, стояло. Кого только здесь не было: и поляки, и румыны, и русские, и французы. Ночами собак отпускали, и они по лагерю бегали, охраняли. А по колючке ток проходил. Страшно становилось.
Но здесь… Детское восприятие войны ломалось, как, впрочем, ломалось восприятие войны и мира взрослое. Для себя я сделал маленькое открытие: передо мной сидел человек, который и не покидал ту войну. Сколько лет–то прошло, а бабушка Мария ещё там. Может, я не прав? Не могу точно сказать.
– В этом лагере мы без работы тоже не сидели. Разбирали завалы после бомбёжек. Долго я на рыбной фабрике работала. Откуда немцы рыбу привозили – неизвестно. Но работа была тяжёлая: постоянно в воде. Ноги без портянок, на босу ногу, в сапогах резиновых. Да ещё зимой… После рыбной фабрики у меня постоянно ноги болеть стали. А вот когда весь Дрезден сгорел, нас возили трупы убирать на разрушенных заводах. Там много военнопленных погибло и таких же, как мы, угнанных. Траншею выкопаем, и в неё, страшно вспоминать, человеческое мясо сбрасываем. Руки, ноги, головы, изувеченные какие–то куски. Заполним траншею людскими останками, накроем сверху тряпьём и землёй присыплем. Вот и вся могила. После кладбища мы всегда молчали. Даже в лагере не могли рассказывать, что мы видели и где работали.
Кормили раз в день, баландой. Пайка хлеба составляла 200 граммов, к ней прилагалось 10 граммов маргарина. Всё выдавалось вечером после работы. Если девочка Мария попадала по разнарядке в школу переводчиков «Фраумп шпрехен шуле», тамошняя повариха тайно подкармливала её небольшой порцией бульона и кусочком хлеба. Но это случалось нечасто.
Жилые бараки формировались по национальному признаку. Но только у советских на рукаве или лацкане одежды пришивалась нашивка с надписью «ОСТ». Без неё заключённый не мог выходить на работы в город.
Группа формировалась не пофамильно, а по количеству людей. Каждому выдавался документ на немецком языке, где указывалось количество людей в группе и где они должны работать в течение дня. Тот немец, который брал заключённых к себе на работу, полностью нёс ответственность за количество выделенных ему людей.
Одевались угнанные девушки в то, что могли достать у немцев, потому что домашняя одежда вся поизносилась. Как–то ранним утром всех заключённых собрали во дворе лагеря перед большой кучей одежды, чтобы они смогли себе что–то подобрать. Такого огромного количества платьев, кофточек и нижнего белья молодая Мария никогда в жизни не видела. Радости не было предела. Но тут по толпе пронёсся шёпот: «Это одежда из эсэсовских лагерей смерти». Так и осталась нетронутой та куча…
В школе переводчиков работали две немки–преподавательницы. Одна злющая, настоящая фашистка. Другая говорила сносно по–русски. С ней Мария подружилась. Именно от доброй немки девушка узнавала о последних победах Красной Армии на фронтах Великой Отечественной.
В то время немцы не доверяли сами себе. О каждом неверном сказанном слове тут же докладывалось в полицию. В последние месяцы войны немцы были так напуганы, что следили друг за другом и стучали друг на друга.
Дворянка Мария Дорошенко выжила. С душевным надрывом, но выжила. Она тоже выстрадала Победу. Свою Победу в Великой Отечественной. И вот уже 70 лет живёт этой Победой. С гордостью её несёт. Без всякого стыда за то, что девчонкой силою была угнана в фашистскую Германию.
– Освобождали наш лагерь американцы. Кто–то из русских пленных парней прибежал к нам в барак и крикнул, чтобы мы убегали, кто куда может. Немцы начали гранатами забрасывать другие бараки. Но им помешали. Везде неожиданно началась стрельба. Охрана разбежалась. А мы в город побежали. По уцелевшим подъездам от стрельбы прятались. Когда затихло в городе, мы обратно в лагерь пришли. Через время американцы приехали. Отсортировали по странам. Нас, советских, погрузили в автобусы и переправили через Эльбу к нашим. Какое–то время наши проверку нам делали, заполняли бумаги, тоже сортировали, но уже по месту проживания. Всех выживших с Украины погрузили в эшелон и отправили домой. Так я добралась до города Сталино (Донецк). А оттуда в вагонах с углём вместе с подругой доехали до Славянска. У неё дома переночевала и снова пешком пошла до своей деревни. Благо она находилась в 35 километрах.
Рассказ немцев-Барановых заинтересовал местный Красный Крест. Тамошние специалисты провели настоящую исследовательскую работу и установили, что, действительно, девица Мария Арестовна СКЛЯРОВА уроженка такого-то села, такой-то области Советской Украины насильно была угнана в фашистскую Германию и работала на рыбной фабрике города Лейпциг. И ей за рабский труд полагается две с половиной тысячи евро компенсации.
Документы на получение были отправлены в Украину. В Украине же чиновники не так педантичны и честны, как в Германии. На протяжении нескольких лет они требовали от казахстанской подданной Марии Арестовны собрать кучу документов, чтобы получить не ими присуждаемое пособие. И только после очередного вмешательства немецких властей пособие удалось получить уже в Актобе.
На сегодня у дворянки гетманских кровей Марии Арестовны Барановой–Дорошенко эта справка о получении немецкого пособия – единственный документ, подтверждающий её личную Победу над фашистской Германией.