В этой мастерской особенная аура, которую чувствует и понимает только её хозяин. Из общего колорита выбивается кресло, чем–то похожее на трон.
– Считаете себя королём? – ёрничаю я.
– Какой трон! Это сосед уезжал, оставил на память. Стул должен быть удобным, а этот ещё и красивый! – смеётся Еркен.
Уловив любопытствующий взгляд, мастер предостерёг:
– Не нужно наводить порядок здесь. Это творческий беспорядок, в котором разберусь только я – всё разложено так, чтобы я мог достать нужный инструмент без лишних движений. А после вас я здесь точно ничего не разберу!
«Не знаю, мужской ботинок был один», – объясняет Еркен.
СЧАСТЛИВЫЙ СЛУЧАЙ
20 лет назад Еркену предложили обучиться сапожному делу.
– Тогда я сидел без работы – непростые девяностые были. Предложению родственника обрадовался и решил попробовать что–то новое для себя. Обучался крупному ремонту, правда, когда специалист, занимавшийся мелким, уволился, пришлось освоить все техники ремонта. До сих пор помню, как впервые поменял подошву на туфлях.
Есть у мастера свой талисман на удачу – инструмент под названием «бокозубец», который с ним с первого дня работы. Не сосчитать, сколько пар обуви обработано им.
К слову, об обуви: в шкафу пылятся несколько пар туфель, за которыми не спешат их хозяева.
Более трёх лет туфли из крокодильей кожи ждут своего обладателя. Мужчина просил поменять набойку и забыл о них. Модельную обувь на шпильке постигла та же участь два года назад.
– Правда, был случай, когда обувь не дождалась своего хозяина. Как–то наш дворник принёс на ремонт свои старые башмаки: понятно, что их не отремонтировать уже, а на новые у него денег не было. Я отдал ему те, за которыми хозяин шёл 2 года. Самое смешное, что через три дня тот человек всё–таки пришёл за обувью. Но что поделать – поздно, – разводит руками мастер.
У каждого предмета в мастерской – своё место.
А этот ботинок три года ждёт своего хозяина.
БЕЗ НЕГО КАК БЕЗ РУК
На вопрос, без чего мастеру не обойтись в работе, Еркен отвечает просто: без аппарата, который точит инструменты.
Кроме обуви, в мастерскую приносят сумки, чемоданы, плойки, утюги и даже электроплиты. Отказывать людям мастер не умеет: «Если получается, ремонтирую всё».
Для жильцов дома, в котором расположена мастерская Еркена, он стал палочкой–выручалочкой.
– Как–то к моей соседке в дом залетела летучая мышь. Никто из нас не осмелился идти против этой «птицы». Хорошо, что мастерская была открыта – как обычно, Еркен помог. Когда ковры вытряхивать выходим, он никогда не пройдёт мимо, – рассказывает Анастасия.
Клиенты довольны не только работой, но и ценой, которую он устанавливает за ремонт – поэтому в числе постоянных клиентов футболисты из ФК «Актобе».
– Для того, чтобы обувь прослужила дольше, нужно ухаживать за ней: ежедневно очищать от грязи и пыли, сушить и проветривать, – советует специалист.
Оказывается, туфли могут рассказать о характере его обладателя: подмётка обуви, износившаяся в центре, определённо указывает на мягкость и лояльность человека. Это – идеальный подчинённый! Уравновешенность, умение идти на компромисс делают его хорошим собеседником. Но если стёртость подошвы посередине совмещается с изношенностью внутренней части каблука, обладатель такой обуви не бесконфликтный, а скорее, мягкотелый и не способный постоять за себя.
Строчка должна быть идеально ровной.
КАК САПОЖНИК!
– «Мастер без сапог». Почему так получается?
– Будете смеяться, но действительно так и получается. Другим обувь ремонтирую, а себе – нет. Я обслуживаюсь у своего ученика, – объясняет Еркен.
– А есть ещё другая поговорка: «Ругается, как сапожник». Вы сквернословите?
– Девушкам я только улыбаюсь. А если серьёзно, эта поговорка появилась давно. Когда человек делает первые шаги в этой профессии, то даже не подозревает, что при ремонте работают все пальцы рук – и те, что внутри обуви: если их просто держать без движения, можно проткнуть палец – нужно расставлять их так, чтобы помогать игле двигаться дальше. Видимо, мои предшественники натыкались на иглы, вот и вспоминали бранные словечки, – предположил мастер.
К слову, мастером себя Еркен не позиционирует. Он считает, что в этой профессии ещё много секретов, с которыми он не знаком. Впрочем, одним из них согласился поделиться с нами:
– Когда работаешь на машинке, многие вытягивают нитку, потом отрезают. Я же делаю это сразу после стежка – это экономит материал. Кстати, о материале: я работаю только с российским, после девальвации цены на него сильно поднялись, – сожалеет Еркен.
| | |
Чтобы не перепутать обувь, мастер подписывает её на подошве. | | Без фартука не обойтись. |
КОНЯ БЫ МНЕ!
Мастер признался, что иногда устаёт от обуви.
– Многие думают, что мы просто меняем подошву, набойку, замок, на самом же деле, каждая принесённая пара обуви – это небольшая история. Волей–неволей мы знакомимся с обладателем каждой пары, – откровенничает специалист.
Несколько лет назад Еркен узнал о том, что его прадед был шорником – видимо, знание этого дела передалось по генам.
– Я часто вспоминаю своё детство. Нас было 11 братьев. Отец разводил лошадей, и мы жили на чабанской точке недалеко от села Петропавловка, – делится Еркен.
Лениться мальчишкам было некогда – с детства отец приучал к хозяйству, к самостоятельности.
Маленький Еркен вместе с дедом плёл рыболовные снасти, научился шить седло и сбрую – учась в школе, готовил товары на продажу.
В 7 лет он изготовил сани, на которых после каталась вся детвора.
– Скучаю по природе. Хочется уехать в степь, купить лошадь и козу, – признаётся мастер.
Но когда он открывает двери своей мастерской, забывает и о коне, и о козе.
Фартук мастера тоже требует особого слова.
– Он брезентовый, уже не первой свежести, но менять его мне не хочется, потому что в нём я чувствую себя комфортно, – отмечает актюбинец.
Несколько лет назад молодая девушка изъявила желание обучиться у специалиста ремеслу. Сегодня она на деле доказала, что и в этой профессии женщина может найти своё место.
– Раньше говорили, что сапожники все любят выпить, этот миф может разбить мой ученик – он вообще не пьёт, – заключает Еркен.
Динара ЖАНАЛИНА,
Фото Анастасия ЗЮЗИНА