Фейсконтроль для Марьиванны
На прошлой неделе сенат принял во втором чтении новый закон. Он призван создать такие условия, чтобы с педагогов не сдирали деньги при приёме на работу.
– Действующая на сегодняшний день система назначения педагогов носит непрозрачный характер, допускает возможность проявления коррупционных рисков, – считает главный педагог страны Асхат АЙМАГАМБЕТОВ. – Подобная практика иногда приводит к тому, что в ряде регионов одну ставку по одному предмету делят на 4 части и ведут четыре педагога. Это негативно влияет и на качество преподавания, и на качество знаний. Поэтому, чтобы исключить негативные факторы, будет применяться система конкурсного отбора педагогов по понятным и единым правилам.
Сейчас решение о приёме учителя на работу принимает директор учебного заведения, ничего сложного. По новым правилам просто показать будущему начальству резюме не получится. Минобразования намерено разработать единые правила приёма с чёткими критериями отбора, а также процедуру проведения конкурса.
Как именно будет проходить конкурс и что за критерии, пока непонятно, зато в ведомстве пообещали применять цифровые технологии – некоторые обещания от задумки к задумке не меняются. Но в конечном итоге вместо одного директора решение о приёме на работу будет принимать целая коллегия.
А ещё закон вводит ротацию руководителей государственных организаций образования.
– Ротация будет проводиться управлениями образования по разработанным министерством правилам, где будут учтены все вопросы, – говорит Аймагамбетов.
Просто, быстро и без проблем
Стоит отметить, что учителя – это и так специалисты редкие. Вернее, выпускают-то их из стен актюбинских (и не только) вузов регулярно, но до рабочих мест добираются отчего-то далеко не все.
Местные отделы занятости регулярно публикуют подборки вакансий, из которых следует, что Актобе постоянно нуждается в педагогах, пускай даже и начинающих. Особенно пользуются спросом учителя русского языка и литературы в русских и казахских школах, математики, физики и химии. Не хватает также преподавателей английского, а также учителей начальных классов.
Устроиться в школу, впрочем, не сложно, если тебя не пугают работа с детьми, нагрузки и, как минимум, поначалу небольшая зарплата.
– Мужа по работе перевели из города в район, – рассказывает молодая учительница Зарина МУРАТОВА. – Неподалёку от дома школа. Я отвела сына в детсад, на обратном пути зашла в школу с документами и попала прямиком к директору. Опыта никакого, но вакансия была, меня и приняли. Всё оказалось предельно просто. Уже 4 года работаю. Может, в Актобе вышло бы сложнее, но моя школа небольшая, все друг друга знают.
Не конкурсами едиными
Конкурсные отборы для педагогов знакомы хорошо не тем, кто трудится в госучреждениях, а (в основном) – сотрудникам частных школ. В остальных случаях, пока новый закон не вступил в силу, учителям приходится проходить через самое обычное собеседование.
Но приживаются не все.
– Можно считать меня глупой и наивной, но я очень хотела стать учителем, – говорит репетитор Алёна КАРПИНА. – Это же так круто! И я пошла специально в обычную школу, чтобы учить детей английскому, но не прижилась. Там и без условий приёма на работу есть что менять, и я не о зарплате. Классы у меня были большие, детям внимания толком не уделить. А так хотелось с каждым поработать. Или это я такая странная? В общем, ушла, сейчас работаю репетитором на удалёнке. Собеседование проводили серьёзное, зато темп работы приятный.
Ерунда какая-то
Министерство образования регулярно выступает с нововведениями: то содержание учебников меняется, то документация, то система оценки. В карантин всех и вовсе перетряхнуло так, что мало не покажется.
У опытных директоров своё мнение насчёт того, к чему приведут собеседования на конкурсной основе.
– Если претендентов много на должность, то можно и какой-нибудь конкурс провести, – считает экс-директор городского художественного лицея Инна КЛЯВИНА. – Но сейчас педагогов сыскать очень сложно. Конкурсы – это лишняя морока, просто ерунда какая-то. Ведь когда директор принимает учителя на работу, он с ним и беседует, и проверяет профессиональные качества, и старается узнать, что это за человек. Было время, когда учителей на работу принимали только через горОО. И какой результат? Без толку. В горОО знают, какие педагоги нам нужны? Это только директорам известно.