Этого долго ждали
Но расслабляться ещё рано. Пандемия до конца не прошла. И с собой всё так же нужно везти ПЦР-тест или документ, подтверждающий вакцинацию. Да и ограничения пока что сняла только РФ. Для Казахстана остаются те же правила: пересекать границу один раз в 15 дней на сухопутном транспорте, также не пропустят без ПЦР, вакцинации или ревакцинации.
– Наши специалисты сейчас изучают эпидемиологическую ситуацию соседних стран, как они всё это закончат, после будут просить межведомственную комиссию экстренно провести встречу, где этот вопрос будет рассматриваться. Пока решение не принято, – сообщил официальный представитель комитета санитарно-эпидемиологического контроля Ержан БАЙТАНАЕВ. – Мы видим, что во многих странах эпидситуация ухудшается, а нам надо эту планку сохранить и предвидеть все риски.
В министерстве здравоохранения РК сообщили, что приезжать в Казахстан без ПЦР-теста могут граждане тех стран, чьи паспорта вакцинации приняла наша страна. Россия туда пока не входит, а значит, россиян пропустят в нашу страну только с отрицательным тестом на «корону».
Когда запустят рейсы в Россию?
«Эврика» узнала, будут ли ходить поезда и автобусы из Актобе в российские города, как было до пандемии.
Были времена, когда можно было прямым рейсом доехать до Оренбурга, Самары, Казани и в другие города, а не добираться на перекладных. Сухопутные границы открывают – вернутся ли эти маршруты?
ДЕНЕГ НЕТ, АВТОБУСОВ – ТОЖЕ. У автовокзала «Экспресс» из-за пандемии было два года простоя. Начинать нужно практически с нуля. Из 26 автобусов осталось всего 6.
– У автовокзала «Экспресс» не было собственных автобусов, – комментирует директор автовокзала «Экспресс» Аскар АБИЛОВ. – Все водители были с собственным транспортом. Людям как-то жить надо. Продали автобусы в Шымкент по полтора миллиона тенге, дешёво продали. Купить новый транспорт не можем – новый автобус сегодня стоит 130.000 долларов. Всё с нуля: денег нет, автобусов тоже. Водителей на международные маршруты найти очень сложно. 60% тех, кто работал, переехали в Россию. Водители с городских маршрутов у нас работать не смогут. В Актобе есть люди, у которых есть автобусы, но нет работы, будем их нанимать. А вот все сотрудники автовокзала хотят вернуться. Мы уже встретились, обсудили. Первое время будем платить половину оклада, больше не сможем, но люди согласны. У нас был хороший, дружный коллектив. Нужно восстанавливать все инженерные коммуникации в здании по мере поступления денег. Два года мы продержались, и то хорошо. Думаю, до осени мы встанем на ноги.
Пока «Экспресс» запустит рейс только до Оренбурга.
– Мы планируем, что с 4 апреля начнём потихоньку ездить, – говорит директор автовокзала. – Два рейса в Оренбург: до и после обеда. В Самару и Казань тоже скоро запустим автобусы. Что касается остальных городов, срок лицензии на пассажирские перевозки истёк. На открытие новых понадобится месяца три, чтобы рассмотрели и наша сторона, и российская. В Оренбург лицензия до 2024 года, в конце декабря заканчивается по направлению Самара, до февраля 2023 года – Казань. В Казань будет также отправка раз в неделю, в Самару – через день. Цены на билеты придётся поднять, иначе будем работать себе в убыток. За это время накопилось столько долгов, и запчасти подорожали. Если раньше мы покупали шины за 80.000 тенге, то стало 180.000 тенге. Чтобы купить шесть шин, нужен миллион тенге. С Актобе до Оренбурга билет будет стоить 7.200 тенге.
ПОЕЗДА ГОТОВЫ. На железнодорожном вокзале сообщили, что все поезда готовы к запуску, ждут команды.
– Должен прийти приказ от руководства КТЖ, а они, в свою очередь, ждут одобрения от российской стороны, – отвечает на вопрос начальник железнодорожного вокзала Актобе Тойбазар КУАНЫШЕВ. – Пока работают только внутренние сообщения, между казахстанскими городами. Период застоя никак не повлиял на состояние поездов. Проводилось также плановое техническое обслуживание вагонов, так что поезда в порядке. Как только Россия сняла ограничения с границами Казахстана, так люди начали нам звонить, узнавать. У нас всё готово к запуску рейсов. Я думаю, скоро придёт разрешение. Тем более, весна и лето – время поездок. Цены на билеты будут «плавающими». Чем раньше возьмёте билет на поезд, тем дешевле.