Это не шутки - пропали все маршрутки
Как мы видим на примере такси, свободный рынок может прекрасно саморегулироваться в условиях жёсткой конкуренции. Времена, когда единственный таксист «с обочины», не моргнув глазом, требовал 1.000 тенге за поездку с автовокзала на железнодорожный вокзал, давно прошли. Десятки служб такси привели к стабилизации цен на проезд. Диспетчеры учитывают всё: время поездки, загруженность, класс машины, даже вежливость водителя и чистоту в салоне. Похожая ситуация наблюдается и с междугородними маршрутами и поездками в посёлки области. После отмены регулярных рейсов в райцентры, частные извозчики сложили свою, довольно адекватную стоимость проезда.
Если же государство перестанет контролировать и городские автобусные маршруты, то отпадёт проблема сложных дотаций, прикарманенной выручки, расчёта интервала движения и количества автобусов на маршруте.
Это уже было в начале 90-ых, когда параллельно с государственными курсировали и так называемые «коммерческие» маршруты. Плату за проезд они хоть и брали выше (5 тенге вместо двух, как, например, в 1994-ом), проблем с толчеёй в салоне не было. А летом, когда народ задерживался дотемна на дачах (или просто забывал о времени во время прогулки), «коммерческий» мог дожидаться припозднившихся гуляк и до двух часов ночи.
Качу куда хочу
Однако такая рыночная свобода возможна только при минимальном контроле со стороны государства. Если в тендере будут участвовать 3-4 компании перевозчиков с автопарком в две сотни машин, проблема не решится. Необходимо, чтобы выйти на маршрут мог любой желающий, у которого есть хоть новенький «Хайс», хоть древний «Икарус», возивший ещё пионеров в кинотеатр «Октябрь» года с 1978-го. Лишь бы машина была исправна, а водитель имел необходимый стаж вождения. Заодно и проблема с безработицей решится, и нытьё про то, что автобусы ездят себе в убыток, – тоже.
Право выбирать маршрут и устанавливать цены тоже надо оставить за водителем, ведь мало кто захочет переться за 80 тенге в «Нур-Сити», когда, колеся по центру города, такую же выручку можно собрать на паре остановок. А уж интервал водитель выберет сам. В морозную ночь февральского понедельника и в 8 вечера уже нечего ловить на остановках, зато на июньских выходных и в 3 часа ночи салон будет полон.
Тем не менее, совсем уж без государственных дотаций не обойтись. Нужны будут социальные автобусы: для инвалидов, пенсионеров и школьников. Пусть даже они будут с прежней головной болью, вроде прикарманивания выручки, ужасного интервала и переполненных салонов в час пик. На это пусть цены фиксирует государство, чтобы любая старушка могла сэкономить тенге 40. С социальными рынками это худо-бедно работает. Перед любым горожанином встаёт выбор: купить мелкую картошку по 100 тенге, отправившись на сельхозярмарку рано утром, либо взять отборную в магазине через дорогу, но по 250.