Идея электронного образования не нова. Казахстан просто перенял мировую практику европейского и американского типа. По данным ЮНЕСКО, в мире по этой системе осваивают азы науки более 20 миллионов школьников. Обучение с помощью интернета и мультимедийных устройств и вовсе называется будущим для всей системы образования.
– Совсем скоро в мире откажутся от преподавания с помощью учителей. Подумайте сами: государство будет экономить огромные средства, предоставляя обучение посредством интернета и других устройств, – говорит учёный Гарвардского университета Джин МАКМИЛЛАН. – На сегодня обучение с помощью компьютерных технологий – одна из самых доступных форм.
ВСЁ ЛУЧШЕЕ - ДЕТЯМ
В 2011 году первопроходцами системы «E–learning» в Казахстане стали 44 учебных заведения Алматы, Астаны и Караганды. Эксперимент оказался настолько успешным, что чиновники министерства образования решили попросить на внедрение электронного обучения более одного миллиарда долларов. Добро было получено, и уже к новому учебному 2014 году количество школ в стране, где внедрён «E–learning», перевалило за тысячу. За эти годы несколько трансформировалась и целевая аудитория школьников: если изначально система электронного обучения рассчитывалась на учащихся 7–11 классов, то сейчас обучаться с помощью мультимедийных технологий могут и пятиклассники.
Один из тех, кто яро поддерживал внедрение новшества – министр образования и науки РК Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, теперь уже бывший министр:
– Это не просто создание электронного дневника, по которому любой родитель может войти к своему ребёнку в дневник и узнать, какая у него успеваемость. Это ещё и контроль за посещением, чтобы дети не прогуливали и не росли разгильдяями.
Полностью внедрить электронное обучение в отечественных школах предполагается к 2020 году, первый же этап закончится в 2016 году. Опять же, согласно государственной программе, более половины школ в следующем году смогут получать знания по системе «E–learning».
Кстати, в прошлом году эффективность новшества подтвердили на уровне комитета по контролю за качеством образования, отметив, что у учеников наблюдается повышение успеваемости на 20 процентов.
НЕТ РЕЗУЛЬТАТА - НЕТ ДЕНЕГ!
Депутатскую волну недовольства системой электронного обучения подняла Гульнар СЕЙТМАГАМБЕТОВА, отметив, что её внедрение отстаёт от плана. Недовольство коллеги поддержала и депутат Гульжан КАРАГУСОВА:
– В прошлом году нам было чётко сказано, что если нам не покажут, что всё у них совершенно по–другому, мы деньги выделять не будем. Всё, что было сказано там – ничего не было исполнено. Вот моё предложение вообще, как и в прошлом году никто ничего нам не объяснил, эффективность нулевая, и в текущем году проведённое тестирование это доказало, никаким там e–learning даже и не пахнет, что где–то стало лучше. Вообще эту программу нужно закрыть! И эти деньги в результате того, что сейчас очень сложная ситуация совсем, пустить туда, что действительно в той или иной степени будет влиять на социальное благополучие нашего общества. Мы должны думать о людях, чтобы в этот тяжёлый период наши люди максимально были защищены. Этот e–learning ни на что не влияет.
СЫР-БОР НА ПУСТОМ МЕСТЕ
С критикой народных избранников учителя из южной столицы не согласны.
– Сами посудите: во всех школах провели высокоскоростной интернет, полностью оборудовали классы электронными досками, выделили тысячи ноутбуков. У нынешнего поколения гораздо больше возможностей для эффективного обучения. К тому же, сейчас районные учителя с мнениями депутатов не согласны, поднимают бурю в стакане, – уверенно говорит директор школы–гимназии в Алматы Аскар АЛИМБАЕВ. – Деньги потрачены не зря, а результат обязательно будет!
МЕДЛЕННО, НО ВЕРНО
Учебный процесс в 48 учебных заведениях Актюбинской области перестроен под электронную систему получения знаний. В 21 городскую школу областного центра уже поставили необходимое оборудование.
– В каждую школу, которая участвует в программе «E–learning», поставили 30 моноблоков для учителей. С их помощью педагоги могут переносить свои учебные планы из бумажного варианта в электронный. Это же касается и заполнения электронных дневников и журналов, – рассказал директор актюбинского регионального научно–практического центра информатизации и оценки качества образования Казбек СЕРИКБАЕВ. – Кроме того, в каждой библиотеке есть своя система, которая предусматривает создание электронных учебников. Есть целый компьютерный класс с интерактивной доской, мультимедийным подиумом. Для того, чтобы облегчить учебный процесс, существуют передвижные компьютерные классы, которые выходят в интернет посредством WI–FI.
Помимо Актобе, в школах Алги, Кандыагаша, станции Караулкельды Байганинского района, села Комсомольское, Хромтау, Карабутака, Шалкара, Мартука также развивается система «E–learning». По данным регионального центра, можно было бы охватить ещё больше школ, однако из–за отсутствия технической возможности («Казахтелеком» не может обеспечить доступ к интернету), этого пока нет. В следующем году системой электронного обучения предполагается охватить 105 школ.
– Минусов системы я пока не вижу. Да, были неполадки, вот год назад информация могла исчезнуть, и приходилось всё заново вносить. Сейчас этого нет: всё работает чётко и без сбоев. Вот смотрите, у каждого ученика, учителя и родителей есть свой логин и пароль, чтобы войти в систему. Забыл ученик учебник дома, может спокойно войти в «E–learning» и спокойно заниматься. Проблем нет, – комментируют в региональном центре.
НЕУЯЗВИМАЯ СИСТЕМА?
Мощный сервер всей системы электронного обучения находится в Астане. Неоднократно казахстанские хакеры (иногда и весьма продуктивно) пытаются его взломать.
– Вся система «E–learning» работает бесперебойно. Защита на высшем уровне, данные, которые там хранятся, не могут просто так поменять. Не может ученик зайти в электронный журнал и переправить двойку на пятёрку, – заверяет директор регионального научно–практического центра информатизации и оценки качества образования Казбек Серикбаев.
Однако если на государственном уровне система под надёжным контролем, то на местном – даёт сбои. Первое, что сделали юные актюбинские хакеры, после того, как в их школах внедрили систему электронного обучения, это взломали пароли в WI–FI, получив бесплатный доступ к интернету.
– Взломать это – не проблема, дело пяти минут даже для мало–мальски грамотного программиста. Система откровенно слабая и сырая, требующая доработки, – сетует руководитель компьютерных курсов «Сеть» Олжас МАМЕДОВ.
К слову, в пятницу системный администратор школы–гимназии №17 Ирина БАНДУРКО обнаружила довольно интересную деталь. Как оказалось, имеющий доступ в систему «E–learning» сисадмин отдельно взятой школы может проникнуть в подраздел «Всеобуч» любой школы и просто поменять данные учителей и учеников.
– Этого быть не должно, и с этой проблемой мы обратились в городской отдел образования. В целом, система хорошая, позволяющая следить за успеваемостью учеников, но уж слишком мудрёная. Слишком много нагромождений и лишних действий, что иногда путает учителей старшего поколения. Можно сделать гораздо проще, – рассказывает Ирина.
ОБУЧЕНИЕ В УДОВОЛЬСТВИЕ
Для старшеклассника школы № 20 Данила КОЛЕСНИКОВА процесс обучения с вводом программы «E–learning» стал гораздо интереснее и понятнее. От скуки не осталось и следа.
– Всем надо понять, что в современном мире глобализации и информатизации не обойтись без новых технологий. Занятия только лишь по учебникам – это прошлый век, это уже скучно. Да и сами знания практически не усваиваются. Я и мои одноклассники с радостью приняли всю систему, – делится мнением парень.
Директор вышеназванной школы–лицея Ольга БАЖИТОВА в целом довольна системой электронного образования:
– В первое время были сбои: не всё включалось, не вся система запускалась. Сейчас это отрегулировали. Это хорошее подспорье для учителя, чтобы подготовить необходимый материал. Что касается минусов, то пока вижу, что значительно расходуется время педагога: нам нужно не только в бумажном виде всё заполнять, но ещё и успевать перевести это в электронный вариант. Надеюсь, что в скором времени и это будет отрегулировано.
Для учителя музыки Занфиры МАМЕДОВОЙ обучиться электронному образованию было несколько трудновато. Представитель старшего поколения педагогов привыкла всё объяснять без компьютера.
– Это веление времени, и от этого никуда не уйти. Постепенно я всё осваиваю, и уроки получаются интереснее. Вот нужно нам было разобрать симфонический оркестр, так сразу зашла в интернет, и мы его прослушали. «E–learning» всё время совершенствуется, подгоняя нас, учителей, к освоению новых методов работы. Это хорошо! – считает Занфира.
Дмитрий ШИНКАРЕНКО,